Пергамόн и Бергамы Археологическая поэма Оригинальная версия-интерпретация событий
To: Mr. (HSH) A.G. v. M. |
|
I. Введение II. Пергамский оазис III. Развитие и расцвет IV. Восстание гигантов V. Пантеон "Пергамон" VI. Упадок VII. Заключение
|
|
Греция Don't worry please - Эллины стоиками были Тема: Как распадаются и как собираются Союзы. Основа: религия, капитал (формы собственности) или мораль? Турция становится светским, правовым, цивилизованным государством! |
|
I. Введение 1. Громада холма предо мною стоит, Бескрайним простором иль степью пленит, Акрополь стеною и рвом окружён. Два царских дворца и святилище в нём. Оливки чернеют на самой горе, И цитрусов рощи звенят в глубине.
2. Афине с поклоном несут все дары - Алтарь славу вырвал из лап дикой тьмы. Там театр игрою своей освежал, А рынок товаром народ поражал... Оазис культуры и жизни старик - Пергам-град здесь цвёл посреди повилик.
3. А рядом - безбрежное море Эгея. У ног его в мифы, легенды поверив, Я вновь возвращаюсь к Элладе, Которых рапсоды воспели в былинах. Звучит “Илиады” [1] чарующий метр О царстве Пергама глаголит Гомер. 4. Акрополь стоит на высоком холме, В нём Зевс - управитель всё видится мне. А с ним сыновья и царица Афина Вкушают нелёгкой судьбы своей вина. Герои они. Все - подобны богам. Прославил навеки народ их Пергам. II. Пергамский оазис 5. Долина реки, плодородный оаз(ис) Дугой простирался и радовал глаз (он). Росли виноград и масличны деревья, Любое всходило в земле этой семя. Леса и луга наполняли жизнь смыслом, И каждый постичь мог здесь соль земных истин.
6. Пергам-град счисление вёл с Атталидов [1], Развивших в акрополе вкусы Эвклидов [1]. В источниках значится грек Филетер [1], Кто зорким умом превзойти всех сумел: Он место обжитое вмиг оценил И силы в него, и уменье вложил.
III. Развитие и расцвет 7. Здесь скот разводили - овец и коней, Садили зерно и растили детей. Пахали и сеяли, вазы писали, Ковали железо, скульптуры ваяли, Готовили пряжу и ткали холсты, Чрез реку, родник возводили мосты.
8. На Каике строилась гавань и порт - Торговлю с соседями вёл здесь народ. От недругов стены, врата воздвигали, С железом, камнями от них защищались. Сам стиль экономики, знаний расцвет Спасали от многих непрошенных бед.
9. Шедевры расцвета Пергам отличали И мудростью жизни людей наделяли. Театры, дворцы, академии, школы Больницы и книги для одарённых... Для зрелищ устраивались здесь состязанья: Бои, ипподромы, соревнованья...
10. Склады, погреба, мастерские и фермы - Они экономику делали верной. На фермах оливки росли. Урожаи Снимались с деревьев и стойко держались. А масло и уксус ценились везде: В хозяйстве, для смазки, в храненье, еде.
11. Здесь в ямах бокситную глину месили, На круге гончарном посуду лепили, Потом обжигали, смолой покрывали, На лаковых чашах про жизнь рисовали. Продукты, товары хранились в амбарах И всё получал здесь народ почти даром.
12. На складе хранили пшеницу, зерно, Оливки и фрукты, руно и вино, Керамику, мрамор, деревья и мясо. На выделку кож принимались заказы. Хранилась в сосудах вода с родника, На случай, вдруг в граде случится беда.
13. Вода протекала по верху трубы - И всех акведук так спасал от нужды. А после и бани построены были - И в них по воде и по камням ходили, В бассейнах купались, лечили проказы, Могли колдовать, привораживать глазом.
14. От пыли и гама имел каждый сад, Где мог от дел важных душой отдыхать. На Форуме - мыслей глубоких обмен - Столпы колоннадой стояли, затем Пергамское царство имело чтоб вес Среди государств, их царей и невест.
15. На землях поместий ремёсел ростки Работою славили всех бедняки. Монетой и славой людей зазывали, Известных актёров к себе приглашали, Взимались налоги, вершились суды, И деньги шли в пользу гражданской казны.
16. От шума в Пергаме сады разбивались - В оазисах зелени мысли рождались. Фонтаны, сады, в них - аллеи, скульптуры... С умом люди жили, лепили с натуры. А опыт бесценный ушедших времён Познать каждый мог, став таким, как Платон.
17. Пергам строил школы, учил в них детей Любить мир и знать, изъясняться верней, Чтоб сами могли возводить префектуры И править умело всем градом культуры. Расцвет медицины, науки, искусства - Правление мудрое - с мыслью и чувством.
18. Град строил дороги и кремль украшал, Чтоб каждый увидел в нём свой идеал. Лечебницы, храмы, фонтаны, аллеи Заставили в счастье эллинов поверить И строить дворцы, доверяться богам, Спасавших людей от нужды и от драм.
19. Для них был построен театр-Коллизей - Вместилище зрелищ и слёзы друзей. Бойцов после бойнь воскрешали арабы. Асклепиев дух перешёл к Эскулапу: Больных помещали в закрытые склепы И всем им внушали: “Здоровы!”, “Поэты!” 20. Лечебницу ту основал Архиас. Лечили борцов и героев за раз. Так, каждый сквозь келью глас слышал врача, И боль уходила со страха, серча. С недугом справлялся младой организм. Врача почитали, но был он - артист. 21. Так славу Пергаму создал одеон Всемирно известный Асклепий-ион. Потом храмом правил Гален-чародей. Созвал он со свету великих врачей. Им госпиталь был для лечений открыт, Где он улучшал всем здоровье и быт. 22. В хранилищах свитки, дощечки хранили, Историй события в них заносили: Кто царствовал, был кто, когда, кем влюблён, Убит иль на царствие вновь водружён. Хранилища - теки папирусных свитков Собой уступали, пожалуй, Египту.
23. Пред знаньем эллинов народ преклонялся В науках дерзал он, творил и скитался. Эллины писали труды по искусствам. И их изучали все в комнатах узких. А в портиках парных - хранилища свитков, С веками чтоб связь сохранить, мыслей нитку. 24. Папирус в Египте цари закупали, А в Римские войны на коже писали. Дощечки, баранов пергамские свитки Сенсацией станут, как Джоконды улыбка. Пергамент знавала и грешная Русь, Князья где всё дрались за власть и за грусть. 25. Папируса свитки подвешены были. Их бережно в тубусах бычьих хранили
И в амфорах их зарывали в песок, Огонь чтоб пергамент мгновенно не сжёг. А пепел вулканов хранил арсенал,
И ядра железные в нём сохранял.
26. Всех теки-дворцы постаментом
встречали. На них - братья-галлы, врагами что стали,
Как только попали они в Пантеон, Где статуи им создавал Эпигон [1]. Их копии в мраморе в Риме хранятся - Героями-галлами стали стесняться [=отрекаться?].
27. В клерухиях [1] воины жили с чужбины. За счастьем они приходили в долину, Пытаясь найти здесь работу иль службу - Борьбу ли, бои иль ещё что похуже. На войско своё опирались цари, Чтоб град сей не стёрли с родимой Земли. 28. Пред храмами статуи гордо стояли, Скульптуры богов их порталы венчали. Торговлю в них славил Пергама народ И дружбу с соседом крепил за живот. Колонны фасады дворцов украшали, Поставлены близко; их спутать - едва ли.
29. Дорический храм был Деметре (?) построен, Как только все войны закончились в Трое. И храм Посейдону - пирату морей - Жилось чтоб спокойней. Ведь с миром верней. Явленья природы знал каждый в Пергаме: Путь к Космосу, звёздам, богам постигали.
30. Дары возносились тем Музам искусства, Которые щедро дарили всем чувства. Рождённой из пены был выстроен храм - Богиню Любви знал весь древний Ислам. Сейчас позабыли про всё и про всех - Зверёнышем лютым стал "друг"-человек. IV. Восстание гигантов 31. Центральное место Пергам занимал, Торговлю вёл споро, пути охранял. Богатством пленили Пергама дворцы, Повластвовать в них захотели юнцы: Светили в ночи маяки всем Фаросса, А также огни Гелиоса с Родосса...
32. А кто защищал их дворцы от погромов Сынов злобных Геи с Ураном-ведомым? Гиганты-борцы, что на рингах сражались, Все в одночасье вдруг галлами стались. Краса ТинДорины [1], раздутая в страсть Была лишь призывом невольных: “Напасть!”
33. И вот Алисканда Фригидного
пламя Вскричало героям-галатам: “За нами!” Судьба уготовила жизней исходы. Свободный Пергам сам не сдался. Порода Эллинов - героев, Эллады борцов В легендах и мифах живёт до сих пор. 34. Как повествует Лукреций Тит Кар Лишь подлостью взят был народ их-Икар: Конь деревянный, тайком от троянцев, Приведен в Пергам и сожжён Окаянцем, Рожденным от греков с материков, Что жили в плену у чужих небогов. 35. Внезапность могла быть причиною спорной. Врагам не сдавался Пергам непокорный. И Геры щитами боролись с врагом, Сражались эллины, но пал Геройон. ...Афины Алтарь славу Зевсов хранит В твореньях рапсодов, в барельефах тех битв. V. Пантион "Пергамон" 36. Богатством Пергам захлестнул мир и властью. Враги слева, справа горели от страсти Чужое добро захватить, поделить, Народ горделивый заставить служить. И те геростраты [1] крушили, ломали - Другие умы под себя подминали.
37. И с тем, чтобы град сохранить от набегов Галатов ли, кельтов, 'поляков' иль 'чехов,' Глашатаи звали в страну чужеземцев, Героев-борцов, гладиаторов-рейнцев. Всех их выставляли на ринг убивать И силу свою в Коллизеях пытать. 38. Чтоб дух боевой укрепить у народа Приказано было в любую погоду В картинах лепить барельефы всех битв, Могли чтоб почувствовать жизни той ритм. Так рос год за годом незримо алтарь, А летопись войн скульптор вёл - пономарь. 39. Афины потомки - цари из Пергама - Музеем искусств город сделали, храмом. Привозы заморских картин и скульптур Взрастили своих живописцев фигур. Везлись из-за моря могучие плиты Чистейшего мрамора, гнейса, гранита.
40.
Храм высится гордо, дары принимая, В честь славных событий, жрецов лишь
меняя. Его барельеф был заказан царём, Вторым Эуменом в Пергам, в Пантеон.
И он воспевает нам Зевса, Афину, Пергамское царство и смерти гордыню.
41. Из белого мрамора созданы лица, И сразу в века переносят нас мысли Что будят уснувшую тягу к искусству, И ищут в героях смысл жизни и чувства. Реалии с вымыслом пищу давали, Скульптуры художники в жизнь воплощали.
42. Лепились они Менекратом, Орестом. Им всем Дионисий указывал место. Пергамский был стиль иль
классической школы Единство рельефов здесь было не ново. Рельефы включают единую мысль: Чтоб царство Пергама росло только
ввысь.
43. Портал неприступный, с колоннами,
фризом Простым, трёхполосчатым, с низким карнизом. А выше с фестоном идёт архитрав, Из мрамора розы венчают портал. Колонны Ионии с рогом-волютой Нам взгляды меняют - порой очень круто: |
|
44. Уносят Афину они с пьедестала И Нику-Победу вновь лепят безглавой. Весь цоколь - высокий (!), с героями
сцен, Тех, что лепили творцы мизансцен, Идёт по периметру длинною лентой, Поднявшись чуть выше от постамента.
45. Афина подн’яла Пергам на вершину - И скульпторы ей посвятили картину: Царица Афина гигантов карает Щитом (!), (Ал)Кионея, врагов поражая. А рядом стоит-убивается Гея, В судьбу горемычную сына поверив. 46.
Растрёпаны волосы матери грешной Страданье и горе её безутешно: Змея обвивает и душит гиганта А в грудь извергает свой яд для таланта. Скорбит мать-Земля непутёвого сына, Что за таланты попал на чужбину, 47. Руками пытается небо достать И хочет спасти сыну душу и стать. Торжественен взгляд и движенья Афины. Царицу не трогают участи сына. Богиней зовётся народом, творцом, И к ней устремляется Ника с венцом.
|
Scheller-1803 |
48. Большой барельеф, где фигур свыше сотни, Сраженья богов и гигантов возносит. Глаголят скульптуры о битве миров: Верхов и низов и своих-чужаков. Герои Пергама все выше летают. До них не достать. Недостойных карают. 49. Гиганты и боги огромных размеров, Похожи на люд голов’ою и телом: Гиганты - с ногами от змей подколодных, Рождённые ползать и гадам подобны. Все боги, богини летают над ними Разят недостойных, повинных в гордыне.
50. Здесь в центре сражается Зевс-бог упрямо С тремя великанами, ждёт своей славы. В фигуре его ощущается сила, И мощью наполнена каждая жила, В власах - вихрь, в гримасах - сплошной динамизм Эмоций и чувств. Время падает вниз. 51. Руками своими он молнии мечет
А после грохочет и злит своей речью. С ногами змеи ждёт удар Порфирийон. Хотел б уползти, но уж громом сражён. И Зевс настигает змеиного чара [=чародея] - Гиганты-враги побеждаются жаром. 52. Фигуры раскрашены и в позолоте. Глубокий рельеф придал блеск всей работе. Скульптуры богов динамизмом пленяют Герои в хламидах и тогах летают, Орлы машут грозно широким крылом, А змеи ползут, в танце пляшут своём. 53. И ярость повсюду венчает событья - Стремительный натиск богов и унынье Гигантов, ползущих в отчаянье прочь. Везде драматизм. Кто им в силах помочь? Здесь каждая сцена жестокостью дышит И души гигантов взывают услышать. |
|
54. Афина хранила свой Храм-Пантеон, Но жертвами войн он чернил небосклон. И чтоб усмирить неспокойных соседей На стенах его, в барельефах и медью Другие лепились богини и боги
Прославили те что свой край и истоки. 55. На западе - боги от водной стихии, А с юга - небесные боги светили. Восток (!) прославлял здесь священный Олимп Героями войн и победою игр. А север (!) иные творцы охраняли, Светили лишь ночью и звёздами звали. 56. Другою в то время полярность была. Магнитность меняла воды, пояса. Сейчас север с югом кружатся опять, А запад с востоком за ними спешат. И движутся вновь литосферные плиты С собою уносят и храмы, и жертвы.
|
1. ТАК БЫЛО РАНЬШЕ
2. СЕЙЧАС. МЫ - В ПРОЦЕССЕ
3. ТАК БУДЕТ ЗАВТРА, или ЧТО ТАКОЕ СМЕНА ПОЛЯРНОСТИ: СТАДИЯ А.
4. ТАК БУДЕТ ПОСЛЕЗАВТРА, или ЧТО ТАКОЕ СМЕНА ПОЛЯРНОСТИ: СТАДИЯ В. ПОПУЛЯРНО. ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ.
|
57. С Большим барельефом здесь Малый висит. Он всем об аркадском герое гласит - О мифе, Телефе. В нём почерк другой: Благие все лица, здесь рай и покой. Гармонией дышит Пергама пейзаж - Культуру Эллады хранит вернисаж.
58. Но галлы-пираты настойчивы были, И каждый год к Трое они приходили. Владычество в море хотели добыть, И Трою с Пергамом поработить. Тройной форт осадой могли только взять, Порушить, разграбить чтоб всё в нём опять. 59. И ‘пушками’ галлов эллины встречали “Наш Зевс-громовержец!” - владыке кричали. И славу отец разделял с сыновьями, Которые тоже все звались богами. Пристать призывали, из пушек палили И пошлину с каждой галеры делили.
60. Гераклы и Зевсы здесь били гигантов. Писались с героев сраженья атлантов, Которые Трою в веках охраняли, От алчных соседей пролив заслоняли. К Дворцу колоннады дорог приводили - Эллины царей почитали, любили - 61. Героев-борцов за свободу народа, Готовых работать до пятого пота, Чтоб защитить достоянье культуры, Оплоты всех царствий, системы в натуре, Пути разыскать, что ведут в райски кущи, Где в злате овечки живут в землях лучших. 62. О чём говорят барельефы всем нам? Что поклонялись эллины богам - Тем, кто врагов от страны отбивал И Галльские войны с расцветом встречал Своей многослойной эллинской культурой - Керамикой, театрами и архитектурой.
63. Портал славы миру Карл Хуман открыл, На нём барельефы народов эллин: Богов и гигантов, царей и тиранов С рельефами битв на земле окаянной. Учёным Пергам стал назойливой страстью . Богатством своим привлекал он и властью.
64. ...Под сенью Музеев
проходят искусства Покой свой вселяя и с триумфом чувства.
Стоит Пантеон - поклоненье героям. Пергамский алтарь, наряду с Парфеноном, Свой град превознёс до семи чудес света. С ним храм Артемиды вдыхал жизнь поэтам.
VI. Упадок 65. А зависть соседей по царству и Рима Весь род Атталидов вконец погубила. Сам Рим, оценивший богатства Пергама, Ускорил эллинов погибель и драму. И с запада, с Понта грозились соседи На город напасть и разрушить до трети.
66. И рост недовольных заставил царя Пергам в руки Риму отдать, не таясь. Восстание вольных, Свободой рождённых - Геополитов [1] непокорённых Возглавил Аттал [1] - атталид Аристоник [1]. Родосского Гелиоса джин-тоник [зажигающий] ?
67. Послал Рим восставшим навстречу войска, Себя показать и схватить наглеца. Задушен в тюрьме был тот юноша смелый, Борец Аристон, воевав неумело. Пергам стал же вотчиной грозного Рима, Который Свободу хранил лишь незримо. 68. Блестящее время расцвета Пергама Потом уж прервала природная драма - Трясенье земли у подножья холма В руины повергло рельеф алтаря. Вулкана морского забылись напасти Для царств, для людей всех померкло их счастье.
VII. Заключение 69. Что делали после? А строили храмы. Земля Византийскою стала; и хамов - Тех, что в неверье сбивали кресты И ставили месяц с звездой от Луны. Так храмы Эллады они 'очищали' - В мечети их краской густой превращали.
70. Знавали Бергамы свои алтари - Сейчас в них ни Зевсам заводят псалмы, Ни к дружбе народов муллы призывают, А пламя на страны другие кидают. Помочь как вобрать разум честных эллинов
Чтобы от бед уберечь всех невинных? 71. "Стоит Пергамон - поклоненье героям..." В Анапе, на взморье, нашли свою Трою. Там Зевс в гроте жил и работал во славу Горгон-амазонок, что не знали управы: Младые сердца чьи, в плену непогоды, Дела продвигали в долгах у природы.
72. Музей здесь открыт, он почти выживает. О лучшем финале своём всё мечтает, Считая лишь кольца на кратерах, в ручках И думы гадает: привлечь кого круче.
...Колонны стремятся Ионии в небо В Космический край, где давненько ты не был. СС:
Лукиан 1 (Французский проект) Лукиан 2. Выбор за Парижем (Французский проект) Средь россыпей пляжей песчаных, илóвых Лукиан 2. Выбор за Парижем - The LOUVRE said "NO".
[1] Глоссарий Алискандос Фригиец, или Парис - сын Приама и Гекубы; незаконорожденный. Алкионей - крылатый гигант, сражающийся с Афиной. Аристоник (Эвмен III) - из династий атталидов и гелиополидов; побочный сын Аттала II. Архиас - горожанин Пергама; согласно письменным источникам, считается основателем Пергамской больницы. Асклепий - древнегреческий врачеватель; Асклепий-ион - сын Асклепия; Асклепион - древнейшая Пергамская лечебница, основанная в 4в. до н.э. Аттал III (139—133 гг. до н. э.) - последний царь династии атталидов. Обострившиеся социальные противоречия внутри Пергама, сложная международная обстановка, в частности создание враждебной Пергаму коалиции Вифинии, Галатии, Каппадокии и Понта, заставили господствующий класс Пергама и Аттала III передать Пергамское царство по завещанию Риму (133 г. до н. э.). Бергамы - современный турецкий посёлок; см. Пергам. Гален - Пергамский врач; славился непревзойдённым красноречием. Герострат - разрушитель. Гея - Земля, богиня Земли. Гиганты - сыновья Геи, богини Земли, которые восстали против богов Олимпа и в жестокой битве потерпели поражение. Дикое племя, населявшее Эпир и истреблённое Зевсом. Горгиппия (Синдики, Синдская гавань Одиссея) - античный греческий город на Черноморском побережье Кавказа, столица синдов; в 4в. до н.э. был включён в состав Боспорского царства; предполагается, что город назван по имени боспорского правителя Горгиппа; чеканились монеты; одна из находок - мраморная статуя правителя Неокла (2в. н.э.), изображённого в греческой одежде, но с местным украшением на шее - гривной и подвеской в виде головы быка; произв. греч. γοργός (gorgeous, англ.) - быстрый, стремительный. Горгоны - крылатые чудовища со змеями вместо волос. Деметра - дочь Крона и Геи, мать Персефоны; богиня плодородия и земледелия; склеп Деметры с её изображением датируется 1 в. н.э. Дионисий - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона. Дорийский стиль (греч. Dorikos) - один из ранних стилей античного искусства. Его формирование связано с переселением народов в бассейне Эгейского моря в конце XIII - начале XII вв. до н. э. Название - от легендарного Дора, или Дороса, сына Эллина и нимфы Орсеиды, получившего, по преданию, от отца землю в Элладе после потопа (Дорида). Слово Doros связано с doron - дар, щедрость, но имеет иной корень, чем dory - ствол дерева, древко копья - см. Дорифор) В России - Красно(Екатерино)Дар. Елена Спартанская, царевна, дочь Зевса от Дорины [=тинДарин, =тинДарей, ‘тин’ (греч.) - вин. пад. от женского местоимения ‘она’; многожёнство у ряда язычников] (см. дорический орден, дорическая культура); по другим источникам - дочь Леды, дочери царя Этолии Тестия (превратившейся в Лебедя), и Тиндарея; родная (по матери) сестра Елены - Клитемнеста - ж. Агамемнона - царя Микенн, столицы Ахайи (=Агайи, =Эгейи) , брата Менелая - мужа Елены. Младшие сводные братья-близнецы (?) Клитемнесты и Елены - диоскуры Кастор и Полидевк были детьми Леды (?) от Зевса (Полидевк) и Тиндарея (Кастор) (от Зевса и Дорины (Дориды)?). Тиндарей - воспитатель-усыновитель Елены - дочери Зевса Критского? Микенского? Гробницы? Зевс - Зевс Олимпийский, сын Крона и Реи, который свергнул своего отца и захватил власть; отец Елены и Афины. Икар - сын Дедала, афинского скульптора и мастера-изобретателя; погиб во время бегства с Крита.
Илиада
-эпическая поэма Гомера, песни которой посвящена
героям Эллады и дают картину социального устройства и материальной культуры
Древней Греции. Иония, Ионический ордер и Ионийский стиль формировался в VI-V вв. до н. э. в Ионийских колониях Малой Азии и в Аттике. Клерухии - особые поселения, в которых жили воины-наёмники.
Лукреций Тит Кар, римский
поэт-философ I в. до н. э. Дидактическая поэма "О природе вещей" -
единственное полностью сохранившееся систематическое изложение
материалистической философии древности, которое популяризирует учение Эпикура.
Цитаты: 1) “Если б,
к тому ж, у вещей ни материи не было вовсе
Ни пространства и места, в котором все происходит,
То никогда красотой Тиндариды раздутое пламя
Страсти любовной, в груди Александра Фригийца пылая,
Славных боев не зажгло бы на поприще брани свирепой
И никогда бы и конь деревянный тайком от троянцев
Ночью
Пергама не сжег, извергнув греко-рожденных.” 2) “...когда говорят об увозе Тиндаровой дщери” [Елена Прекрасная - 'Троянская пленница' - была похищена Парисом Алискандосом Фригийским в качестве заложницы и удерживалась также с целью получения выкупа. 10 лет осады Трои?! Из-за царицы Спарты? (Гомер)] Менекрат - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона. Ника, Никея - крылатая богиня Победы. Орест - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона. Пергам - столица Пергамского царства, которое в III—II вв. до н. э. играла решающую роль в системе эллинистических государств. Считается, что Пергамское царство было основано греком Филетером, сыном Аттала, в 283 г. до н. э., положившим начало династии Атталидов (283—129 гг. до н. э.). Благодаря дипломатической ловкости пергамские правители Аттал I (241—197 гг. до н. э.) и Эвмен II (197—160 гг. до н. э.) смогли расширить пределы своего царства и захватить большую часть внутренней Малой Азии. В начале II в. до н. э. Пергамское царство — одно из крупнейших по территории и богатых эллинистических государств, играющее первостепенную роль в судьбах эллинистического мира конца III— II вв. до н. э. Пергамское
землетрясение, согласно
литературным источникам, датируется началом третьего столетия нашей эры. Сам
Пергам - представляет многослойную эллинистическую культуру и что статуя одного
из семи чудес света - Колосса Родосского - была разрушена землетрясением в 226
году до н. э. Пергамон, Пергамский Алтарь, Пергамский барельеф славы, посвящённый Афине и предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружён в 180-160 гг. до н.э. по заказу пергамского царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в память о победе Пергамского царя Аттала I над вторгшимся в конце IIIв. до н.э. в пределы его государства племенем галатов. Его высота - 2,3м, длина - 120м. Музей-Пергамон, в котором экспонируется Пергамон и предметы эллинистической культуры, находится на острове музеев в г. Берлине, Германия. Платон (Plato) Аристокл (428/7-348/7 до н.э.) – древнегреческий учёный, философ, основатель Афинской Академии Наук, учение о Космосе, идеи создания космогонной модели Солнечной системы, основоположник философского идеализма. Порфирийон - предводитель врагов, змееногий исполин. Талант - денежная единица в Пергаме и в других эллинистических государствах. Телеф - аркадский герой, который почитался в Пергаме; см. миф о Телефе. Троя - Троадская крепость в Малой Азии (совр. Турции). [Уточнение датировок Троянской войны (ок. 1250 г. до н.э.). Дорический храм Деметры в Пергаме. Дорический храм Посейдона в Пестуме (ок. 540 г. до н. э.). Акрополи на о. Крит (!) - центре древнейшей греческой цивилизации, существовавшей задолго до Гомера - см. Критский Пергам, Критский Приамс, Критскую Аполлонию (ж. Аттала I Сотера) и другие.] Троянская война - война, которая велась 10 лет с целью захвата стратегически важной крепости-города в Троаде на пути через проливы из Средиземного моря в Чёрное. Согласно легендам и мифам, поводом для войны явилось похищение Елены Спартанской - дочери Зевса и супруги Менелая, оставшимся без царства, Парисом - сыном троянского царя Приама при помощи Афродиты. Уран - супруг Геи-земли, отец титанов и первый царь, свергнутый Кроносом; небо, бог неба. Филетер, Филетарий - из династии атталидов; согласно одним литературным источникам, основатель г. Пергама, согласно другим - захватил переданную правителем Фракии диадохом Лисимахом на хранение казну в 3 тысячи талантов. Хуман, Карл - немецкий инженер-практик, который был приглашён султаном для строительства в Турции дорог и мостов; в 1878г. открыл и раскопал Пергамский Алтарь, Пергам; считал Пергам Троей, описанной и упомянутой в эпических поэмах Гомера "Илиада", "Одиссей". Церера (=Керис) - богиня земледелия и плодородия в Риме, Деметра (богиня земледелия) и Артемида (богиня охоты) в Греции (храм Артемиды (=Аполлона) в Эфесе). Эвклид (Евклид) Мегарский (ок. III в. до н.э.) – геометр, создатель дедуктивной геометрии; из династий зевсов критских и атталидов. Эвмен (=Эумен) - из династий атталидов Эллада - государство в системе эллинистических государств III—II вв. до н. э. (например, Пергамское царство). В современном понимании - Греция. Эллины - народ, населяющий эллинистическое государство. Согласно легенде, воином племени был Эллин. Эскулап - римский врачеватель. Tasiya Meierhold
CC: 25 марта 2007г. - 25-ая годовщина со Дня Освобождения Греции от османского ига |