CC: Тувинская АО, приток Большого Енисея ♂♀1. Скитаясь мыслями по странам, Материкам и океанам, Я возвращаюсь вновь в Отар. Курган стоял где меж отар Овец и коз, жузгун жующих И в водоёмах воду пьющих. 2. Когда-то здесь Златая Дива Культуры шахской*, той, старинной, Все будоражила умы С джунгарской боле стороны. Девица здесь жила привольно, Держала всех своею волей, 3. Самодержавная царица, На троне - сущая тигрица, Всем царством правила, народом, Вводив законы в кланы, роды, Образование имела, Была за правду и за дело. 4. Перстни её, с щитом зеркальным С печатью-профилем пасхальным, Перста девицы украшали, О Космосе напоминали И Солнце-Митре, божестве - Гаранте веры не в войне, 5. А в договоре и союзе. Их чтили в старшем, младшем джузе И поклонялись звёздам, небу - Хранили мир перстни с соседом, Зерцала к Солнцу устремляя И взгляды златом усмиряя. 6. Изящная кольчуга стан Златой Девицы украшала, Сапожки-клёш во тьме мерцали, А рукава с собой несли Свободы в уголки страны. Костюм накидка укрывала. Взгляд отвести б кто смог? Едва ли. 7. Одежда дщери - с алой замши. А в украшеньях юной ханши - Пластины с золота, каменьев. Серьга лазурная оленью Всем воспевала поступь, лик. В природу ум живой проник, 8. В главу её - державы разум. Убор, кулах** для ней заказан. Он центром был Горы, Вселенной. Его завидев - люди млели, И тот час же бросались вниц, Чтоб не увидеть нежность лиц. 9. Кулах архар венчал златой - Взлетал он в центре, над Горой. Здоровье нёс с собой и веру В благополучие. Был к небу, К звёздам устремлён И властью царской наделён. 10. Им поражён любой был сын - И ханский, и степной акын. Восток в кулахе - в фасе весь, - Стрелы четыре нёс как месть Колчанную, стремленье ввысь И управленья миром мысль. 11. В основе - тигр с изящным телом, С боков - грифоны-тигры смело Несли величие и власть. Защиту, силу, ту, что всласть Спешили применить все предки, Стояв на разных своих ветках. 12. Был он по кругу разделён, Три части можно видеть в нём: Внизу - бескрылые тигрицы, Повыше - горы и копытца Златых архаров. Их четыре - Стрелы, горы, четыре мира 13. И стороны с частями света. Деревьев - пять. Корнями в лету И в горы снова уходили. А ветви их в вершинах жили, Где птицы - ритмы солнца, неба Делили время с грозным Фебом***, 14. Что пролетал в мгновенье ока И исчезал в земле далёкой. Деяния, что он оставил, В сребряной чаше записали. Все в символах. Их двадцать шесть. Как разъяснить их верно весть, 15. Что взбудоражила умы Учёных важных из страны?**** С Орхоном схожи енисейским? При чём алфавит 'арамейский'? Что значит 'тюркский' алфавит? Кто знает, где он был добыт? 16. И что гласит на деле надпись, Сейчас, для всех забывших святость? Земля пусть будет плодородной? А где она? Опять у рода? У клана? Где очаг искать, Чтоб под кинжал не попадать? 17. Кинжал той дивы - двоеострый, Лианами увитый просто, Со змеями мог в тлен вживаться, Как только труп чей свежевался. В средине рисовал тропу. По ней бродил и тигр. Траву 18. Копытные жевали. Грифоны тот кинжал венчали И мир несли, спокойство в дом, Где каждый с смертью был прощён. Чрез хаос, ад, распады, крены Дух вырывал другие веры, 19. И к миру, счастью вновь стремился, С зверьми в ножнах кинжала бился. Здесь лось златой, конь горделивый Встречали смерть свою строптиво, Борясь за жизнь и свет под солнцем Среди лесных равнин, озёрцев. 20. Борьбу со злом изображая И дань богам всем отдавая, Кинжал глаза нам открывал На стиль звериный*****. Взгляды рвал На датировки и народы, Оленей и коней породы. 21. А что же с той случилось дивой? Болезнь её свела в могилу, Погибла в цвете ранних лет, Богатства унесли в тот Свет, Лучом чтоб золотым пронзал И царство мёртвых освещал. *=сакской, саки (=шахи). **кулах - персидский женский головной убор (саукеле - казахский свадебный головной убор). Его высота у особ ханской, шахской крови достигала 65 см. ***Время. ****Надпись, прочитанная тюркологом А. Аманжоловым: “Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть земля будет плодородна для народа!” (26 букв?) Однако лингвисты, специалисты мирового уровня такие, как И.М. Дьяконов, Лифшиц и А.Н. Кривошеин полагают, что алфавит бактрийский, а сама чаша происходит из района Южного Таджикистана-Северного Афганистана. *****Скифская культура. Пермская обл., Алтайский кр. и т.д. 20 июня 2007г., г. Алматы (3,6 - от 24 июня) Тасия Мейерхольд |