"Как декорации писать". Эскизы

Пьедро ди Готтхард Гонзага (1751-1831)

На пирамиды вид... гробницы...

Сквозь своды галереи мчится

И убегает от слонов

Эскиз - бумага, тушь, перо...

 

Склеп, галерея с саркофагом

И всё в колоннах, колоннадах

Иоанических, Коринфа -

Диктуют стиль жрецы Олимпа,

Героев, чемпионов битв,

Спортивных, отражая ритм,

Бег времени и поступь судеб -

Увенчанных венками ж любят.

 

Всё через творчество проходит:

Слоны ль поддерживают своды,

Античный храм - Софокл, Эсхилл,

Трубящий Ангел в две трубы,

Со львами лестница ль под аркой,

Иль с сфинксом - от идей всех жарко.

Создать столь много декораций!

 

Когда успел он, друг-Гораций?!

Одна рука видна в эскизах,

Перо точёное: карнизы,

Плафон овальный, коробовый.

Вот Пантеон стоит неновый,

Но с колоннадою Коринфа

И колокольней справа. С нимфой

 

Ротонда с портиком стоит

Иоанично так глядит

Барашком, с круглыми рогами,

Которых в Греции видали.

Увенчана вся колесницей

И с Аполлоном. Гордо мчится

Ввысь, с устремлённым в небо взглядом.

А здесь вот стены, все в гирляндах,

Проходят между галерей

С колоннами - так веселей.

 

Руины галереи сводов

С дорической колонной, сводной

И триумфальной. От Трояна.

Из Тройи. Подвиги смутьяна

Все нарисованы в спирали.

Поочерёдно, чтоб все знали.

Вот пирамиды, обелиски,

Колонна с статуей английской.

На шлеме надпись, год, Женева...

Что было в восемьдесят первом*?

 

Храм Солнца, интерьеры залов

С камином, вазами, зерцалом

Флоренцию напоминают

И с лилией земли страдают,

Выписывая корабли,

Колонны ростра той земли,

Где юность мастера прошла,

 

С трудами в вечность унесла

Воздушность, перспективу, высь,

Объём, в котором родились

В Голицынской усадьбе модной

Колонны, обелиски, своды

Тех Европейских городов,

Бывал где мастер. Где из снов

Восходит радуга-дуга

И манит парус "Навсегда".

 

*Женева, 1781г.

 

18 марта 2008г., г. Алматы

Тасия Мейерхольд

 

Hosted by uCoz