Главный драматический театр Туркменистана им. Великого Сапармурата Туркменбаши

 

Т. Мамметвелиев "Голубь"

"Pigeon"

 

      Начало спектакля «Голубь» – удачно и сильно: разговор матери с сыном о философии жизни, о добре и зле, о мире и войне, о справедливости, добродетелях, гуманизме и вечных земных и космических истинах.

      Далее. Как на эти все вопросы бытия отвечают те или иные вероучения? Исторический анализ религий отходит от их историчности и хронологии. Согласно имеющимся археологическим и историческим данным, религиозные мировоззрения людей формировались на основе изначального восприятия явлений природы и катастроф, их почитания через язычество, учение Будды, христианство, ислам – всеми изменениями в мире заправляет некто и его некая сила. Нечётко доносится философия некоторых притч и сказаний.

      Образование Земли и происхождение человека даётся библейское, с примесью сказок и фантазий. Без реалистической оценки и анализа огромного научного фактологического материала. Да, развивался человек. И известно как (см. многочисленные научные публикации по антропологии, геологии, географии, истории). Были и «хорошие» (неагрессивные) древние люди. Были и «плохие» – агрессивные, «дьяволы». Да, был потоп (потопы) – сильные ливневые дожди. Да, были цунами, которые и в настоящее время продолжают смывать целые города и провинции. Да, люди спасались – кто как мог и в ледниковые периоды, и в периоды активного таяния снегов и ледников – как в то время, в котором мы живём (фаза трансгрессии).

       В театры-то кто ходит? Главным образом, образованные люди и их, теперь уже плохо образованные и совсем по-другому воспитанные дети. Если же режиссёру хотелось показать феерические и мистические аспекты современного бытия, то это удалось, даже работая с далеко непрофессиональной актёрской труппой. Большая часть спектакля воспринимается как театрализованное шоу, в котором использованы цитаты из эпической компилятивной книги «Рухнаме». И как шоу заказное - судя по концу: всеобщая исламизация людей на том лишь основании, что «люди, распявшие креста, не смогут определить смысл жизни для своих детей». Или же в заключительных актах были показаны тенденции к заботе о себе и своём здоровье? Физические упражнения против остеохондроза позвоночника на индивидуальных ковриках?

      Тем не менее, в целом, в постановке остаются открытыми два вопроса: Что спасёт мир от саморазрушения? И как к этому прийти? На первый вопрос частично отвечает и сам автор. Мир может спасти доброта, гуманизм и естественнонаучные знания о природе и происходящих на нашей планете Земля природных явлениях. Как прийти к миру и стабильности? Через забвение всех причинённых бед и несчастий. Через отказ от мести. Через всеобщее покаяние. Через переосмысление роли женщины – не детородящий продукт (политика многих мусульманских стран, в частности, стран Средней Азии), а появление умной и образованной женщины, способной воспитать и образовать своих детей в духе добра, гуманизма и человеческих добродетелей, поскольку, как показывает и исторический, и личный опыт, отцы, в своём большинстве, приземлённые, и способны не воспитывать и образовывать детей, а лишь морально их портить и растленять. Тогда, именно в этом контексте, будут иметь большой смысл заключительные акты спектакля: Всеобщее покаяние. С соответствующим философским осмыслением и озвучиванием.

 

10-16 сентября 2006г., г. Алматы

Тасия Мейерхольд

 

См. Российские (советские) школьные учебники по географии, биологии, математике, физике, химии...

 

 



Hosted by uCoz