Главный драматический театр
Туркменистана им. Великого Сапармурата Туркменбаши Т.
Мамметвелиев "Голубь" "Pigeon" |
Начало спектакля «Голубь» – удачно и
сильно: разговор матери с сыном о философии жизни, о добре и зле, о мире и
войне, о справедливости, добродетелях, гуманизме и вечных земных и
космических истинах. Далее. Как на
эти все вопросы бытия отвечают те или иные вероучения? Исторический анализ религий
отходит от их историчности и хронологии. Согласно имеющимся археологическим и
историческим данным, религиозные мировоззрения людей формировались на основе
изначального восприятия явлений природы и катастроф, их почитания через язычество,
учение Будды, христианство, ислам – всеми изменениями в мире заправляет некто
и его некая сила. Нечётко доносится философия некоторых притч и сказаний. Образование Земли и происхождение человека даётся
библейское, с примесью сказок и фантазий. Без реалистической оценки и анализа
огромного научного фактологического материала. Да, развивался человек. И известно
как (см. многочисленные научные публикации по антропологии, геологии,
географии, истории). Были и «хорошие» (неагрессивные) древние люди. Были и «плохие»
– агрессивные, «дьяволы». Да, был потоп (потопы) – сильные ливневые дожди. Да,
были цунами, которые и в настоящее время продолжают смывать целые города и
провинции. Да, люди спасались – кто как мог и в ледниковые периоды, и в
периоды активного таяния снегов и ледников – как в то время, в котором мы
живём (фаза трансгрессии). В театры-то
кто ходит? Главным образом, образованные люди и их, теперь уже плохо
образованные и совсем по-другому воспитанные дети. Если же режиссёру хотелось
показать феерические и мистические аспекты современного бытия, то это удалось,
даже работая с далеко непрофессиональной актёрской труппой. Большая часть
спектакля воспринимается как театрализованное шоу, в котором использованы цитаты
из эпической компилятивной книги «Рухнаме». И как шоу заказное - судя по
концу: всеобщая исламизация людей на том лишь основании, что «люди, распявшие
креста, не смогут определить смысл жизни для своих детей». Или же в
заключительных актах были показаны тенденции к заботе о себе и своём здоровье?
Физические упражнения против остеохондроза позвоночника на индивидуальных
ковриках? Тем не менее, в
целом, в постановке остаются открытыми два вопроса: Что спасёт мир от
саморазрушения? И как к этому прийти? На первый вопрос частично отвечает и сам
автор. Мир может спасти доброта, гуманизм и естественнонаучные знания о
природе и происходящих на нашей планете Земля природных явлениях. Как прийти
к миру и стабильности? Через забвение всех причинённых бед и несчастий. Через
отказ от мести. Через всеобщее покаяние. Через переосмысление роли женщины –
не детородящий продукт (политика многих мусульманских стран, в частности,
стран Средней Азии), а появление умной и образованной женщины, способной воспитать
и образовать своих детей в духе добра, гуманизма и человеческих добродетелей,
поскольку, как показывает и исторический, и личный опыт, отцы, в своём большинстве,
приземлённые, и способны не воспитывать и образовывать детей, а лишь морально
их портить и растленять. Тогда, именно в этом контексте, будут иметь большой смысл
заключительные акты спектакля: Всеобщее покаяние. С соответствующим философским
осмыслением и озвучиванием. 10-16 сентября 2006г., г. Алматы Тасия Мейерхольд |
См.
Российские (советские) школьные учебники по географии, биологии, математике,
физике, химии... |