Interviews
|
Интервью лРутковская о Рутковском╗ Galina Rutkowska about her Father Г.Ю.: Что касается Вашей бабушки, то я вспомнила: Софья Львовна Морская* в г. Семипалатинске играла в спектакле лЧужой ребёнок╗. Её ещё там к кому-то приревновали и так далее и так далее**. И потом, когда мы переехали в Алма-Ату, в спектакле лБелеет парус одинокий╗ она играла Петьку. Вот это я запомнила. Актриса Бороздина играла Гаврика, а Софья Львовна Морская играла Петьку Ц гимназиста, который таскал патроны восставшим морякам, чтобы они отстреливались от белогвардейцев. Очень хорошая пара. Они обе замечательно играли.
Корр.: Роль травести?! Г.Я.: Ну они не только играли травести, но вот в этом спектакле...
Корр.: Этот спектакль ставил Л. Варпаховский? Г.Ю.: Да. В 1936-37гг.***
Корр.: Как Вы лично относитесь к Театру Оперы и Балета, к идущим на его сцене оперным и балетным постановкам и, в целом, ко всему тому, что происходит за кулисами Театра и на его театральных подмостках в настоящее время? Г.Я.: Мне нравятся все виды искусств и все жанры. Я всё воспринимаю. То есть я положительно отношусь ко всем видам творчества в искусстве. Всё-таки живя в такой творческой артистической семье, как мояЕ Мой отец, как Вы знаете, Юрий Людвигович Рутковский проработал в Государственном Академическом Театре Оперы и Балета 27 лет. С 1941 по 1968 гг. За это время на сцене Театра ему удалось поставить 27 оперных спектаклей***. В годы войны в Алма-Ате, в Театре Оперы и Балета блистала Галина Уланова. Моя любовь и мой кумир. Ленинградский Театр Оперы и Балета тогда был эвакуировал в г. Алма-Ату. И Галину Сергеевну я, конечно же, боготворила. Скромнейший человек. Огромной души, культуры и таланта. Вот её фотография. Она тогда вместе с другими артистами жила у нас на даче. Человек огромного интеллекта. Одним словом, из Питербурга. А тогда люди из этого города были особой стати. Как я её могу ещё охарактеризовать. Тихая, спокойная, очень скромная. Но видя её на сцене, можно было только кричать лБраво╗ и лБис╗.
Корр.: Какие ещё артисты из эвакуированных в г. Алма-Ату московских и ленинградских театров произвёл на Вас тогда неизгладимое впечатление? Г.Я.: Мордвинов. Он тогда играл в Театре Моссовета, коллектив которого тоже был эвакуировал в г. Алма-Ату. Дело в том, что незадолго до войны вышел фильм лМаскарад╗, в котором он играл Арбенина. Тамара Макарова Ц жена этого замечательного педагога и режиссёра играла Нину, а он Арбенина. Уже тогда я была потрясена его игрой. Это был темпераментный актёр того старого, ненаигранного внешнего образца. Всё у него шло как-то изнутри. Очень сильный актёр. Когда они сюда приехали, я его стала наблюдать в спектаклях Моссоветовского Театра. Тогда я не пропускала ни одного представления. Как-то я присутствовала на репетиции, когда этот актёр отрабатывал сцены с Верой Марецкой. Помню, это была пьеса лУкрощение строптивой╗ Гольдони. Мирандолину в ней играла Марецкая, а он играл Репофрата. Тогда все желающие могли прийти на репетицию. Я наблюдала, как они с Марецкой отрабатывали дуэтные сцены и свои роли. Как они это делали! Всё это шло на высоком профессионализме и полнейшей самоотдаче. Вера Марецкая в это же время снималась в фильме лОна сражалась за Родину╗. Героический и трагедийный фильм, в котором она играла мать, ребёнка которой своими гусеницами давит фашистский танк. По сценарию фильма она была женой командира партизанского отряда. Тогда гитлеровцы схватили его жену и ребёнка, стали допрашивать и пытать. Она им ничего не сказала. И тогда фашисты выхватили у неё из рук ребёнка и бросили его на снег под гусеницы танка. И тот фашист, который находился в машине, ещё прилаживался и выруливал так, чтобы танк точно бы прошёлся по ребёнку и раздавил этого малыша. В это время гитлеровцы держали вырывающуюся у них из рук мать. Со съёмок Веру Марецкую привозили еле живую. Иногда съёмки требовали повторных дублей или были неудачными Ц то солнце зашло, то сцена не вышла, то ещё что-то. И её привозили буквально полуживую.
Корр.: То есть актриса настолько входила в эту роль и так её пропускала через себя, что уже с трудом могла вернуться в своё психологическое состояние. Да? Г.Я.: Она была очень темпераментной и горячей. А потом я смотрела этот замечательный дуэт в спектакле лУкрощение строптивой╗.
Корр.:
Да, конечно,
ужасно. лУкрощение
строптивой╗
на съёмках
фильма. Пик
драматургии.
Что
поразило
Вас ещё на
репетициях
артистов из
Москвы и
Ленинграда? Г.Я.: Прежде всего, меня поразили режиссёры-постановщики. Сам Завадский, а также Ольга Ивановна Пыжова и Борис Бибиков - педагоги ВГИКа, которые приехали вместе с этим театром. Они ставили в казахской труппе лУкрощение строптивой╗.
Корр.: В казахской труппе лУкрощение строптивой╗? Г.Я.: Да. А Завадский работал в русской труппой. В 1941 и в 1942 годах Пыжова и Бибиков на сцене Русского Драматического Театра поставили ещё несколько пьес: лПарень из нашего города╗ К. Симонова, лПохищение Елены╗ Л. Вернейля и лСобаку на сене╗ Лопе де Вега. Тогда же Соколов поставил лМашеньку╗ А. Афиногенова, лДети Ванюшины╗ С. Найдёнова и лКоварство и любовь╗ Ф. Шиллера и другие. И в каждую свою свободную минуту я наблюдала, как работают мастера своего дела, мастера с большой буквы на репетициях. А самые замечательные встречи, конечно же, были у нас дома. Тогда мы жили на углу улиц Фурманова и Калинина. Тогда там был первый в городе ЖилКомбинат в каркасно-камышитовом трёхэтажном доме. Жили с буржуйками. Война. Холод. Голод. И мы все размещались, помнится, в одной комнате, в которую сдвинули всю имеющуюся у нас мебель. И вот в эту крохотную комнатку, на огонёк, после спектаклей все и приходили. Приходили оперные актёры, Моссоветовцы, режиссёры. Двери у нас не закрывались.
Корр.: Сколько пробыли в эвакуации в г. Алма-Аты артисты столичных театров? Г.Я.: В общей сложности Ц 3 года. В 1941 году они приехали и в 1944 году, после снятия блокады с Ленинграда, - уехали. И Ленинградцы и москвичи. Здесь же в эвакуации находились также две киностудии Ц Ленфильма и Мосфильма.
Корр.: Где располагались актёры, режиссёры? Г.Я.: Кто-то жил в гостинице на улице Кирова и Чайковского. Вы простите, все новые названия улиц как-то не для меня и не для всех тех, кто жил здесь в годы Великой Отечественной войны и в эвакуации. Жили в маленьких комнатках-номерах. Многие актёры Кино жили в Театре Юного Зрителя Ц в ТЮЗе. В зрительном зале, фойе, в коридорахЕ Всё было для этого оборудовано. Во время спектаклей все личные вещи уносились за кулисы.
Корр.: А где находились съёмочные площадки Ленфильма и Мосфильма? Г.Я.: Там же. В Театре Юного Зрителя и на окраине города. В ТЮЗе снималась картина Сергея Эйзенштейна лИван Грозный╗ с Николаем Черкасовым. А наверху, там, где балкон, были сооружены перегородки и во всех служебных помещениях и за перегородками, размещался и жил обслуживающий персонал. У нас даже в годы войны появилась улица Ленинградская, названная артистами в честь блокадного Ленинграда. В очень тяжёлых условиях все жили. И работали все как в последний раз, порой просто валясь с ног и засыпая на ходу. Работали все как звери. И выпускали великолепные спектакли. И когда все после спектаклей приходили к нам, мы заваривали морковный чай, горела буржуйка, света не было. Сначала все в шубах, валенках и перчатках отогревались у нас, а потом шли интереснейшие разговоры и воспоминания. Я тогда ходила в Институт, училась. Но вечерами всегда сидела в своём уголке и слушала корифеев. Как-то в одну из таких зимних ночей Ольга Ивановна Пыжова рассказывала о постановке тяжёлого с точки зрения драматургии спектакля лНашествие╗ по пьесе Леонида Леонова, который ставил Завадский, а режиссёром была Пыжова. Она обсуждала с отцом и другими своими коллегами, как помочь схватить Астангову один психологический переход от состояния, когда он чувствует себя зверем Ц человеком, которого накануне войны выпустили из тюрьмы за какой-то незначительный проступок и который был одинок и озлоблен на всех и вся, к такому состоянию, когда этот озлобленный человек созрел и дошёл до осознания необходимости защищать свою Родину. И вот этому актёру поначалу было сложно ухватить и прочувствовать на себе эту жизненную ситуацию и переход от одного состояния к другому. Он метался и никак не мог поймать это состояние. И вот, в самый разгар обсуждения в комнату буквально врывается возбуждённый Астангов Ц весь закутанный в шарф, останавливается и говорит: лЯ нашёл╗. Все повернулись к нему. лЧто нашёл?╗ лСостояние,л - отвечает он. лКак нашёл?╗. Оказывается, что после спектакля, под впечатлением своей игры и после приёма зрителей он, выйдя из театра, повернул не вправо - к гостинице, а влево Ц в голую степь, мимо Никольской церкви, туда, где луна, звёзды и вой волковЕ
Корр.: Как Ваши родители и знакомые актёры и актрисы входили в свои роли и находили нужные образы и состояния? Отдавали ли они предпочтение каким-то системам, будь то, системы Станиславского или Мейерхольда? Г.Я.: У каждого из них получалось по-разному. Кто-то отдавался своей роли целиком и сложно было отличить, где жизнь, а где игра. А кто-то играл. Тогда, конечно же, была широко распространена система Станиславского, которая была апробирована и использована многими режиссёрами и актёрами. Кто-то дорабатывал те или иные образы, исходя из своего личного опыта и индивидуальных особенностей. И каждый режиссёр обычно имел свою точку зрения на какие-то обстоятельства и мог предложить актёрам своё видение роли и своё решение конкретных вопросов.
Корр.: Что можно сказать об отношении к различным системам работы актёра в Вашей семье? Г.Я.: В зрелые годы папа был сторонником системы Станиславского. В молодости он увлекался натурализмом. Увлекался Андрэ Антуаном и Парижским Театром, потом увлекался Вс. Мейерхольдом. Кстати, тогда он каждый год ездил в отпуск в Москву и посещал буквально все его репетиции и спектакли. Дело в том, что Мейерхольд тогда давал публичные репетиции, на которые, конечно же, приходили многие артисты. Мастер-класс в нашем современном понимании. И вот папа наблюдал его в работе на репетициях, и на сцене, и в общении с другими людьми. Смотрел он также спектакли Таирова и других известных в то время режиссёров, в том числе и Малого Театра.
Корр.: В какие годы? Г.Я.: Где-то с 1928 года. Но потом как-то отошёл. Но в целом, Рутковский был режиссёром реалистического направления.
Корр.: Постановки Вс. Мейерхольда, и в частности его спектакль лДама с камелиями╗, более чем отражали реальную жизнь того времени. А субъективное видение окружающего нас мира, в принципе, присуще каждому человеку, будь то артист театра, кино или цирка, сценарист или режиссёр-постановщик. Г.Я.: Да. Но потом так получилось, что папу, режиссёра сначала бродящего театра, а потом провинциального Фрунзенского, Джамбульского, Алма-Атинского взял под своё покровительство Розен-Санин Ц ведущий актёр Малого Театра. Взял под покровительство не только самого папу, но также всячески поддерживал творческую деятельность как его самого, так и творческую деятельность его коллектива. Он даже приезжал в те города, в которых гастролировала папина творческая группа и работал там с актёрами. Моему папе, я считаю, очень повезло в жизни с учителями, творческими наставниками и коллегами. Он встречался с такими мастерами своего дела и с людьми, если можно так сказать, высшего интеллекта и культуры. Птицын сидел с ним за режиссёрским столом и помогал ему. И собственно, его творческая деятельность Ц это работа художника реалистического направления в театральном искусстве. В то же время Юрий Людвигович ставил и романтические спектакли, такие как, например, Ла-Манчская опера. (Текст литературно почти не обрабатывался)
*Морская - cценический псевдоним от ул. Морская (ГенШтаб) в Петрограде и Чёрного моря, Гагринской дачи, где располагались летние виллы Шаховских. **Крушинина к Рутковскому (см. также документы Государственных Городских Архивов г. Алматы (Орталык Fылыми Китапхана). ***Все постановки Юрия Людвиговича Рутковского (!) проверены по документам Государственных Городских Архивов г. Алматы (Орталык Fылыми Китапхана) и, по-видимому, случайно отсутствуют в афишах и программах к спектаклям или же умышленно замалчиваются руководством Театра Оперы и Балета им. Абая.
Краснодарский край - КазаКстан
Продолжение следует
Травести?
Эженю-кокет? |