Встреча в автобусе
- Привет!
- Привет!
- Давно не видела. Как дела?
- По-разному. А у тебя?
- Нормально. Вот еду сейчас на английский язык.
- Занятия в группе?
- Нет. Частные. У меня почему-то всегда был психологический барьер. Не могу раскрепоститься.
- А моя дочь в своей лингвистической гимназии закрепощаться даже и не собиралась. Представляешь, в их немецкой гимназии все часы английского заменили на казахский язык. И сняли несколько часов русского.
- Это юмор? Казахский и английский языки? Столько общего!?
- В том-то и дело. Даже не специалист понимает, что это две разные языковые группы. Казахский язык принадлежит к тюркской лингвистической группе, а английский - к романо-германской. И гораздо ближе к славянской группе, чем к тюркской. И всего, представь, считается, что на весь город существует две таких немецких лингвистических гимназии, которых-то и гимназиями теперь не назовёшь. В обычных образовательных школах английский язык два, а то и три часа в неделю. Здесь же в обеих так называемых лингвистических гимназиях часы, отведённые на английский язык, а также на русский, заменили казахским. А на казахском языке, сама знаешь, не то что за границей, в России и в Северном Казахстане никто не говорит, поскольку там тюркский язык никогда не имел исторических корней. Взять даже казахский алфавит. Ведь в основе его лежит кириллица. Плюс несколько букв заимствовано из тюркского языка. Вспомни хоть одного видного естествоиспытателя XIX века из Казахстана - математика, физика, химика, биолога?
- Жок.
- В том-то и дело. Непонятно только, за что родители в родительский комитет и в попечительский совет каждый месяц сдают деньги.
- Наверное, чтобы печься о казахском языке?
- Я прихожу к такому же выводу. И что ещё. Во всех старших классах английский язык и немецкую литературу, а не казахский язык и казахскую литературу перевели на платный факультатив. Раньше основы морали закладывали произведения немецких и русских классиков, немецкая и русская литература. Сама видишь, к какой морали привела казахская литература. Всё через деньги. Раньше в средней школе N68 с немецким уклоном им. Комарова всё было совсем по-другому. Я туда водила свою дочь в воскресную школу. Потом сама посещала занятия немецкого языка для родителей. И, конечно же, беседовала и с учителями, и с родителями. И знаю обо всём не по наслышке. Что говорить, образование было полностью бесплатным, а сама система образования была намного сильнее. И учителя квалифицированней. Сейчас из всех классов только один класс с литером «н» является немецким. Это при всём при том, что лингвистическая поддержка и частичное финансирование школы осуществляется федеративными землями Германии - обеспечение учебниками, словарями, учебными пособиями, учителями из Германии - носителями языка и многим другим. Сейчас же упор делается на так называемое элитарное образование и выращивание малообразованных и безработных рабов.
- Может быть так легче в Казахстане пропагандировать свой элитаризм и уникальность?
- Который неминуемо приведён государство к краху, поскольку сами основы лженаучны и не несут в себе никакого этического и морального смысла. Отсюда всё: и клановость, и коррумпированность общества, и резкое расслоение на богатых детей из обеспеченных семей, у которых уже одним только положением их родителей формируется отношение к жизни и ко всему, происходящему в ней, и на бедных, которым их родители почти безуспешно пытаются привить какие-то этические нормы, доставшиеся им из прошлой жизни. Кто из мужчин сейчас готов вступиться за женщину, которую на улице публично избивает психопат?
- Никто.
- Вот то-то и оно. О чём это говорит? О деградации общества и пропагандируемой им морали. Какой сейчас подход к образованию в школе? Финансовый. Важны не знания, а деньги. До чего дошли: даже за дополнительные занятия по математике и русскому языку берут деньги. Понятно, какой уровень знаний может быть в таких школах и гимназиях.
- А как в самой Германии?
- Школьное начальное и гимназийное образование заложено государством и государством оплачивается.
- Серьёзно что ли? В Германии? Бесплатное образование? То есть за образование платит государство?
- Да.
- И за гимназии и за колледжи тоже?
- Да. За гимназии, техникумы и за общеобразовательные школы.
- А почему?
- Потому что страна думает о завтрашнем дне и заинтересована в высококвалифицированных и образованных людях. Есть очень малый процент частных школ. Например, Вальдорфшуле. Мы такие школы называли лесными школами для слаборазвитых и ленивых. Начальное образование в таких школах растянуто. Немецкий алфавит и цифры изучаются весь первый класс. Образование рассчитано на детей с какими-либо умственными или физическими отклонениями, а также для детей с пониженной моторикой. Начальное образование в Германии для всех едино. Зато после четвёртого класса происходит отбор в соответствии с проявленными детьми способностями и знаниями. У тех детей, у которых в сумме по основным предметам - по немецкому языку и математике - набирается до 5 баллов идут в гимназии. Они делятся на лингвистические гимназии, в которых больше внимания уделяется гуманитарным предметам, и гимназии, в которых, наряду с лингвистическим образованием, усиленно изучаются естественнообразовательные предметы. После гимназий по совокупным баллам аттестата можно поступить в институты и университеты.
- И всё бесплатно?
- Да. Что касается техникумов, в них, как правило, идут «хорошисты» и те «отличники», которые хотели бы сразу же получить профессиональное образование. После таких техникумов можно перейти в гимназии и поступить по совокупным баллам аттестата в институты и университеты. В хауптшуле берут всех остальных. Моя дочь по своим баллам прошла в гимназию. Был целый ряд тестовых контрольных по математике и немецкому языку. Кстати, в школах Тюбингена и в Штутгарта, где она училась, английский язык у неё был с первого класса. Потом она получила направление для дальнейшего обучения в гимназию. Кстати, рядом с нами, в микрорайонах есть третья, всё ещё государственная, лингвистическая гимназия, в которой усиленно - 4 часа в неделю - изучают немецкий язык.
- А английский?
- 5 часов в неделю. Наряду с русским и казахским. Но дело не только в лингвистической подготовке детей. Важно вовремя детям привить основы извечной морали или суметь подправить их, если в мозг ребёнка уже закралась червоточина. Не всем в этом мире управляют деньги. Нововзращённые экономисты, банкиры и юристы этого уже просто не понимают. А основы морали раньше всегда закладывались в семье, в школе и наулице. Раньше сильно и велико было воспитательное и нравственное воздействие школы. Раньше наша страна всегда славилась своими педагогами и учителями, которые несли понятия того, что такое «хорошо», а что такое «плохо». А что сейчас? Отец избивает мать, дочь бросается на неё с монтировкой и грозится нанять киллера, чтобы её убить, судья поддерживает сторону заплатившего и выносит непрофессиональное решение в пользу постоянно плачущего паяца-мужчины... Это фашизм. Вот какие нравственные устои закладываются в современном Казахстане и в современном казахском обществе. И, что хуже всего, они уже дали всходы и приносят вот какие плоды. Деньги, деньги, деньги - основа всех начал. Нравственность и мораль вынесены на задворки и забыты.
- То есть всё-таки немецкое образование...
- Там тоже не всё идеально. Начальное образование, на мой взгляд, слишком растянуто. Нет всеобщего государственного дошкольного образования и государственных детских садов. Дошкольное образование в Германии в основном частное. И на полдня. С детьми занятия по счёту и письму практически не проводятся. В первый класс в 6-7 лет в Германии дети приходят обычно неотягощённые даже знаниями алфавита и счёта. Зато в старших классах идёт штурм башен знаний. На мной взгляд, достаточное сильное дошкольное образование, как впрочем, и школьное общеобразовательное было и остаётся в России. Именно в яслях и в детских садах всегда закладывались основы морали. Насколько я знаю, большое внимание раннему развитию детей уделяется в Англии и в Нидерландах. Про Америку лучше забыть. В школах дети сами выбирают те предметы, которые они хотели бы изучать. Обязательными всегда являлись и являются История Америки и физкультура. Понятно, что такая страна исторически не была склонна взращивать своих грамотных специалистов, а всегда была склонна перекупать их из-за рубежа. Единственный штат, который раньше был способен чему-либо научить, это был штат Алабама. От отсутствия сильной системы дошкольного и школьного всеобщего образования и несвоевременного привития морали и этических норм на всех звеньях жизни детей - в семье, школе, на работе у родителей и на улице - выращиваются в обществе уже не дети, а какие-то монстры. Отсюда и все правонарушения. Мне нужно, чтобы мой ребёнок был прежде всего человеком, а не смотрел, как умирает его мать и смеялся. Не все отцы могут прививать детям моральные ценности. Исторически, это всегда делали матери. Образованные матери. А обуть, одеть...
- Ну теперь обеспечить себя и семью может и каждая женщина.