Государственный Академический Театр Оперы и Балета им. Абая 

Опера "Аида"

 

10 июня 2006г. в Государственном Академическом Театре Оперы и Балета им. Абая состоялся спектакль-опера "Аида" Дж. Верди. Либретто А. Гисланцони.

 

Верховный жрец уж вынес приговор 

Верховный жрец выносит приговор:

С любимой он навечно разлучён.

Жить под землёю станет он

И заживо в ней будет погребён.

 

… В подземном царстве Радамес* закован,

Мечтами о возлюбленною полон.

 

На воле Аидá томится,

Кружится близ темницы птицей.

Примерить хочет всё обновы

И просит принести оковы -

С любимым чтоб не разлучаться,

И под землёй навек остаться.

 

Вот под землёй Аида. С пылью.

И сказка делается былью.

И освещает всё внутри.

Никто не сможет разлучить!

Ведь вход назад уже закрыт.

 

Как месть жестоко поступает:

Она клюётся и карает

И ищёт ключ от окон рая,

К истории местéй взывая

И оправданья выспрашая...

   

Готов ли кто в какие ссылки?

Все держатся за свои нитки.

Разделит рай кто и шалаш?

Бельё пошито. Ведьм шабаш...

 

*Рамсес II, Рамосе, Рамосесе.

**Аида, произв. от Аид (муж.), ад. 

В либретто в том числе использован греческий миф об Аиде (Плутоне) - боге подземного царства, который украл дочь Деметры Персефону (греч.) (=Прозерпину; лат.).

 

11 июня 2006г., г. Алматы

 

Чтоб не обидеть никого*

В Мегарах есть одна пещера,

В той, что исчезла дочь-мегера.

С Плутоном поселившись там,

Нашла певца по всем статьям.

О горе матери спроси -

Тебе ответит Элефсин.

 

Войти в дыру Деметра* хочет,

Но каменистый путь весь ропщет,

Дорогу в скалы преграждает,

И все желанья упреждает.

 

Могла бы камень отодвинуть

Хватило б материнской силы!

Сквозь камень тот она кричит,

Изгнать от Ада дочь велит.

 

Её не слушается дочь -

Не хочет ей она помочь,

Желает жить в дыре и тьме,

В невежестве и в дикой мгле.

 

Тогда приказывает Зевс

От Ада возвратиться ей.

К Деметре, матери своей,

Чтоб лето проводить могла,

А зиму - в царстве злого пса.

 

*Деметра - в древнегреческой религии богиня земли, земледелия, плодородия; культ Деметры - земледельческий праздник, праздник урожая;

Ад - бог подземного царства.

 

12 июня 2006г., г. Алматы

Тасия Мейерхольд

Как бы улучшить Гисланцони,

Чтоб не отбили всех ладоней?*

Канал Суэция прорыт!

Ему уж не поют псалмы

И рабский труд не отпевают,

А оперы о нём слагают.

 

Войну, соперничество и месть

И ревность вспоминают здесь,

Любовь рабыни воспевают,

Что предпочла земному раю.

Жизнь в аде, под землёй, во тьме,

С любимым, во сырой земле.

 

Но был ли либреттист артистом?

А может был полифонистом?

Он столько линий проложил!

Всех не осилил бы Эсхил.

 

Одна – пронизана любовью,

Той, что далась Рамсесу* кровью.

Соперничает с ней другая,

Изогнутая и кривая.

Она о ревности. И злая.

И о любви большой; что с солью,

Скупой и выстраданной; с болью.

 

А третья линия – дочерня.

Любовь, достойна сожаленья.

Ради неё одной, в дыру,

Отец толкает дочь свою

И наслаждается, играя,

Аиду к аду приближая.

 

Есть линия ещё одна –

Любовью полнится она,

К вершинам радости, к Отчизне,

К свободе вечной, очень чистой.

И долг пред ней. Ради детей.

Не предади, прелюбодей.

 

Но во главе стоит война,

Земля, наделы и канал.

Египет Нубию стяжает

И силой всю порабощает.

И Глорию к себе зовёт. 

Быть может всё ж она придёт?

 

А может для любви Аиде

Найти тот путь, что счас не виден?

И с ним любить ей, жизнь ценить

И мир соседям всем дарить?

 

**Автор одного из наиболее содержательных оперных либретто.

 

12 июня 2006г., г. Алматы

 

И Сфинксы среди пирамид стоят...

 

14 июня 2006г., г. Алматы

 

  

** Пожелание:

Слегка омолодить основной, народно-заслуженный состав - т.е. включать в действующие лица  молодых исполнителей. Попробовать 'поставить' на роль Аиды Аиду Часовитину (к вопросу о наследуемых именах и генеалогиях? а также к вопросу о летящих лирических и давящих драматических сопрано), а на роль Радамеса - ... Хотя бы ради эксперимента.

 

Hosted by uCoz