Либретто к балет «Матрица-революция, или Пьер и Мари Кюри»

 

В основе балетного спектакля, поставленного на музыку польских, немецких и российских композиторов (Ф.Шопена, Л.в. Бетховена, И.Я.Падеровского, М.Огиньского, Вольского, А..Хачатуряна, А. Анджейовского, И. Паницкого)? - профессиональная драма учёных: Мари Склодовской и Пьера Кюри, ведущих человечество разными путями в век космической эры.

В основе матрицы должен лежать не прямоугольник  1024 х 768 точек и т.д., 

а КУБ (усечённая призма), ЦИЛИНДР (усечённый конус), ШАР !

Den Amethyst

LuftGansa.DE & Co. MONEY BACK !

 

Действия, картины

Музыка*

Балет-фантазия в 5-и действиях

Действие первое

Картина первая

       Польша 70х годов XIX века. Варшава. Патриархальная католическая семья учителя. Библиотека (на полках старинные книги, скульптуры). Сёстры Склодовские - Мария и её старшая сестра Бронте - мечтают об учёбе в Парижском Университете. Но не так-то просто поступить туда. Бронте уезжает в Париж и, провалив экзамены, остаётся за границей.

Мари заканчивает гимназию. В Варшаве становится невозможным продолжить ей в дальнейшем учёбу - в этом ей отказывает начальство Варшавского Университета. В воздухе нарастает напряжённость. Не за горами революция (слышны тихие звуки «Варшавянки»).

Ф.Шопен. Баллада N1. Соль минор. Соч.23.

Большой полонез для ф-но с оркестром. Соч.22.


Вольский. Варшавянка. (подголоски)

 

Мари становится душно жить в её родном городе. Теперь и она грезит о Париже – символе свободы и просвещения - и об учёбе в Сорбонне. Мари хочет попытать своё счастье. Отец и мать умоляют её остаться. Но Мари непреклонна, хотя она и понимает, что она может больше никогда не вернуться в родительский дом. Она прощается со своею семьёй, кружась под звуки полонеза Огиньского «Прощание с Родиной».  

А. Анджейовский. Бурлеска. Вторая часть.

Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной».

Картина вторая

       Франция, Париж. Патриархальная аристократическая семья священника англиканской церкви, недавно эмигрировавшая из Англии во Францию - Пьер только что окончил Оксфордский колледж. Он мечтает о поступлении в Парижский Университет – в Парижскую Сорбонну.

 

Детство, юность Пьера - И.С. Бах. Гавот.

С. Франк. Хорал N3. Ля минор.

Л. Бельманн “Готическая сюита”

И.С. Бах. Токката. Ре минор.

Картина третья

       Париж. Университет Сорбонны. Учёба Пьера. Он изучает физику, химию, минералогию и кристаллографию. Пьер бредит минералами и кристаллами. Его волнуют проблемы электропроводности и магнетизма. Он целиком поглощён экспериментами.

 

И.Я. Падеровский. Менуэт. Соль мажор. Соч.14. N1.

Л.в.Бетховен. 32 вариации. До минор. Начало.

 

Картина четвёртая

       Выпускной бал в Сорбонне. Выпускной бал в Сорбонне. Танец студентов и студенток. Они танцуют котильон*. В центре празднества - Пьер Кюри в просторной чёрной монашеской тунике и в головном уборе бакалавра. В руках он держит большой магический кристалл тёмного цвета, который притягивает, как магнит, к Пьеру студенток.

 

Л.в.Бетховен. Багатели. Ре бемоль мажор. Соч.33. N7.

Большой полонез для ф-но с оркестром. Соч.22.

 

Но Пьер ничего не видит, кроме этого кристалла. Ничего не видит и не слышит. Его интересует только наука. Не замечает он и оказывающих ему внимание студенток. В голове у Пьера уже рисуются эксперименты и будущие научные проекты.

Ф. Шопен. Вальс N59.

Действие второе

Картина первая

       Кафедра в Университете. Пьер колдует над колбами. Периодически его то притягивают, то отталкивают приборы. Он что-то конструирует. Через некоторое время начинается экзамен, на который приходят студенты и студентки. Среди них скромная иностранка из Польши – Мари. Пьер принимает у студентов экзамен. Доходит очередь до Мари. Он удивлён её знаниями в области физики и приглашает девушку поработать на его кафедре в качестве ассистентки.

 

Ф. Шопен. Вальс N45.
Л.в.Бетховен. 32 вариации. До минор (средняя часть).

 

Картина вторая

       Мари в тёмной магической комнате пытается вырастить кристалл. Кристалл никак не хочет расти. Грустные мысли овладевают ей. Перед глазами возникают различные видения. Тоска по Родине и беспокойство за сестру и родителей не даёт ей возможности сосредоточиться на кристалле. Она понимает, что ей интересны не кристаллы и даже не их неприступный обладатель – Пьер, а нечто другое. Все мысли её уже заняты думами об одном научном явлении. Целеустремлённость Мари удивляет Пьера. Он увлекается своей аспиранткой и её проблемами. С ней он забывает обо всём на свете и о своих кристаллах. Теперь уже Мари становится его кристаллом и магнитом. Отныне его уже волнует только те проблемы и задачи, которые волнуют Мари. И название им – радиоактивность.       

 

 Ф. Шопен. Вальс N59.

Картина третья

       Физико-химическая лаборатория. Мари и Пьер закачивают последние измерения и расчёты. Они счастливы. Они открыли один радиоактивный элемент, добытый из Чешской урановой руды. Светящийся. Люминисцентный. Мари хочет назвать его Полонием. В честь своей далёкой и многострадальной Родины - Польши. Но Пьер – неприступный консерватор. Он убеждает Мари назвать этот элемент торием. По имени английской партии Тори, выражающей интересы земельной аристократии Англии. Мари уступает. Но уже следующий радиоактивный элемент она знает, что назовёт Полонием.

 

Л.в.Бетховен. Симфония N6. 5. Hirtengesang. Allegretto.

 

Действие третье

Картина первая

Стокгольм. Памятник Альфреду Нобелю**, который уже не показывает рукою на Россию, а стыдливо смотрит вниз. Нобелевский комитет с учёными мужами и чиновниками. Пьер и Мари демонстрируют своё открытие. Один за другим выступают с танцами учёные мужи.

 

Ф.Шопен. Мазурка N67 (минорная часть) .
Л.в.Бетховен. Ich bin der Schneider Kakadu (начало). Трио N11. Оп.121А. 10 вар.

 

Пьер и Мари пытаются поправить их танцы, показав ещё раз свой, оригинальный. Ведь речь идёт о прогрессе науки, а не о милитаризации. Но, кажется, им это не совсем удаётся.

К.Вейль. Трёхгрошовая опера. Баллада о прекрасной жизни. Соч. 1928г.
К.Вейль. Трёхгрошовая опера. Солдатская поэма.

 

Картина вторая

      Швеция. Стокгольм. Бал. Накрыт шведский стол. Устроенный в честь Нобелевских лауреатов банкет. Роскошно одетые дамы чиновников и учёных мужей блистают своими бальными платьями и бриллиантами. Пришедших гостеприимно встречает церемонийбургомейстер. Праздник и веселье в разгаре.

 

Звучат мазурки, ноктюрны и вальсы Ф. Шопена.

Ф. Шопен. Мазурка N68.

Ф. Шопен. Мазурка Соч.7. N1.

Ф. Шопен. Мазурка N17.

 

Лишь Мари и Пьер грустны. Им скучно в этой серой, безликой толпе. Пьер считает бриллианты и другие драгоценности у веселящихся на балу дам. Он прикидывает, сколько научных лабораторий можно на них построить. Пьер всё ещё мечтает о своём магическом кристалле. Задумчива и Мари. Звуки полонезов обращают её мысли к Польше. Она размышляет, где ещё можно достать для экспериментов урановую руду. Её начинают одолевать странные видения.

Ф.Шопен. Экспромпт N29.

Ф. Шопен. Этюд N10 (до минор).

Ф. Шопен. Экспромт N66.

Ф. Шопен. Полонез N26.

Откуда-то издалека доносятся звуки «Танца с саблями» Хачатуряна. Они всё нарастают и нарастают. Внезапно, на гребне волны, появляются радиоактивные химических элементов из отряда Лантаноидов. К ним присоединяются химические элементы из отряда Актиноидов. Все радиоактивные изотопы, одетые в фосфоресцирующие костюмы, размахивают саблями. Их уже видит и Пьер. Он в ужасе убегает, преследуемый одним из элементов – торием-терием в одежде дикого кабана. Мари остаётся, чтобы досмотреть до конца танец. Среди них она вдруг замечает знакомые лица Радия и Полония.

 

А.Хачатурян. Танец с саблями.

 

Внезапно всё покрывается тьмой. Откуда-то издалека доносятся громовые раскаты. Внезапно их всех сметает шквал воды - шквал грядущей революции. За занавесом мечущиеся в панике в разные стороны силуэты людей. На небосклоне видна хохочущая планета Марса. С ней заодно и планета Юпитера. Занавес опускается, но звуки грома и громыхающих орудий – предвестники неотвратимой беды и рока усиливаются. Рушатся здания.

Л.в.Бетховен. Соната «Аппассионата» (фрагмент).

 

Действие четвёртое

Картина первая

       Идёт 1905 год. Заволакивает тёмными тучами небо.

С дикими криками проносятся птицы. Не спокойно на душе у Пьера. Тяжёлые мысли терзают его – он чувствует приближение какой-то неотвратимой беды.

Пьер уже сожалеет о том, что занялся радиоактивными элементами. Он понимает, что отдал свою душу дьяволу и смерти - смерти ни в чём не повинных людей. С грустью вспоминает он свои молодые годы, когда еще, будучи студентом, он хотел разгадать тайну магического кристалла. Понимает, что надо срочно что-то делать, решать, менять. Не спокойно на душе и у Мари. Она отговаривает Пьера от принятия скоропалительных решений. Пьер её не слушается и выходит на улицу. Он не может больше продолжать идти дорóгой Мари.

 

К.Вейль. Трёхгрошовая опера. Солдатская поэма.

Ф. Шопен. Вальс N59.

 

Разрыв неминуем. Пьер решает вернуться к своей теме и к своим магическим кристаллам. Он одевается и идёт в свою старую лабораторию в Сорбонне, глядя себе под ноги. И вдруг из-за угла выскакивает экипаж со взбесившейся лошадью. В нём едет в Собор святой Магдалены замаливать свои грехи титулованная французская знать. Пьер едва успевает от них увернуться. Но с противоположной стороны движется другой экипаж, перевозящий скульптуры лошадей из Петербурга в Париж. Кучер не может удержать лошадей. Повозка переворачивается, и Пьера затаптывают насмерть вышедшие из-под контроля кони.

Л.в.Бетховен. Симфония N6. Оп.68. Gewitter. Storm. Allegro.

? В.А. Моцарт. Симфония N40.

 

На заднем фоне видны силуэты сражающихся непонятно за что и за какую свободу людей. Звучат удалые песни эскадронов летучих гусар.

Музыка на стихи Д. Давыдова.

Картина вторая

        Мари в тёмной платье сидит одна в лаборатории. Впервые ей не хочется ничем заниматься. Тяжёлые мысли теперь не покидают и её. Она уже знает, что их – её, Пьера, Антуана – всех их обманули все те чёрные неучи и невежи, которые воспользовались результатами их открытий. Она хочет всё бросить и уехать домой. Но не в Варшаву, а в деревню. Туда, где прошли её детские годы. В литовскую Польшу. Перед глазами встаёт образ отца и матери, любимой старшей сестры Брони. Но вдруг она вспоминает о восстании. О крови, жестокости и людской боли. Она мечется. Она не знает, что ей лучше предпринять.

? Ноктюрн Ф. Шопена N9 (си бемоль минор)

Ф. Шопен.Вальс. N34,

И.Паницкий. Воспоминание. Старинный вальс (концертная обработка).

“Варшавянка” (подголоски) М.Огинский. Прощание с Родиной.

 

Мари начинает молиться «Дева Анна Мария, мать всех матерей…».

А. Гарнизов. Покаяние (сл. Ю. Гарина).

Окуджава. Молитва «Умному дай голову, трусливому дай коня...»

 

В это время в лабораторию входят её дочери - Ирэн и Ева. Они хотят утешить и поддержать свою мать. Но что они видят?! Сложенные в молитве руки коленопреклоненной Мари? Дочери смотрят на мать с изумлением и тревогой. Они поражены. Естественно-научное воспитание и образование, физика с детских лет, школа Беккереля и вдруг… их мать… знаменитая и выдающаяся Мари с молитвой на устах! Но может это начало Поминальной молитвы по радиоактивности?

? Ф. Шопен. Этюд N10 (соль мажор Б).

 

Мари пытается справиться со своими чувствами и переживаниями. Перед её глазами незримо встаёт образ Пьера. Но его не замечают его дочери.
К нему простирает Мари свои руки. С ним вместе они танцуют вальс «Воспоминание».

 

А. Гарнизов. Покаяние (сл. Ю. Гарина).

«Воспоминание». Старинный вальс. Концертная обработка И. Паницкого.

Действие пятое

Картина первое

       Начало первой Мировой войны. В Париже всё отчётливо и отчётливо звуки канонады. Мария в Сорбонне начинает свою лекцию.

 

Соната В.Моцарта N40? (фр. из 2-ой части)

“Варшавянка” (подголоски) Л.в.Бетховен. Соната N17. Ре минор. Соч.31. N2. 1. Allegro. 3. Allegretto.

Внезапно в зал врываются все те химические элементы, которые ей привиделись тогда, в Стокгольме. Но что такое? Их танец становится всё неистовее и жестче. Два из них, светящихся, уже нападают на неё. Мария пытается отстраниться – не получается. Она старается защититься. Один из них – её Полоний. Мари в ужасе закрывает лицо руками и убегает.

А.Хачатурян. Танец с саблями

 

Картина вторая

       Заканчивается первая Мировая война. Всё ещё слышны звуки грома и пушек.

Звучит мелодия «Варшавянки». Мария в госпитале. Она сестрой милосердия пытается помочь раненым солдатам. Она работает на рентгеновской установке и пытается спасти обречённых на смерть солдат. Мари помогают её дочери.
Тёмные краски постепенно сменяются музыкой милосердия, света, любви и сострадания к ближним. «Но как она может изменить этот ужасный и несправедливый мир?» - спрашивает она себя и других в танце.

И. Паницкий. В лесу прифронтовом. Старинный вальс.

И. Паницкий. Увядшие розы. Старинный вальс.

И. Паницкий. Фантазия на темы старинных вальсов. 

(Полонез Ф.Шопена N53) А. Гарнизов. Покаяние (сл. Ю. Гарина).

 

Перед её глазами возникает образ Пьера, несущего не чёрный, а белый магический кристалл. И этот образ Пьера становится всё реальнее и реальнее. Он умножается. Вокруг всё как-то сразу вдруг преображается и становится объёмным. Везде зеркала и мониторы со стереоскопическим изображением.
И всюду магическое сияние кристаллов, несущих людям добро, светоч знаний, мир и любовь.

Л.в. Бетховен «Лунная соната» (фрагмент)

 

* Музыкальная часть будет редактироваться в процессе работы.

Котильон (фр. cotillon) - бальный танец французского происхождения близок к контрадансу.

** Альфред Бернард Нобель (1833-1896), российский изобретатель и промышленник, который всю свою жизнь прожил в России, где и изобрёл в 1867г. динамит, который принёс ему мировую славу, известность и основные капиталы. Организатор и совладелец многих предприятий в России по производству взрывчатых веществ. Основал Нобелевскую премию. Завещал всё своё состояние российским учёным, сделавшим выдающиеся открытия в области физики, химии, медицине и физиологии. Его племянник Эммануэль Нобель (1859-1932) – сын Людвига Нобеля. С 1888 по 1917гг. возглавлял предприятия семьи Нобелей в России. С 1918г. переправил в Швецию все основные и оборотные капиталы, заработанные в России в Швецию.

С 1969 г Нобелевские премии стали присуждаться по экономике, за литературные произведения и за деятельность по укреплению мира. Нобелевские Премии мира больше не будут присуждаться президенту США Джорджу Бушу-младшему и премьер-министру Великобритании Тони Блэйеру.

 

 

Главный Дирижёр может быть приглашён из Будапешта.

Премьера. Дрезден. Земпер-Опера.

Сбор пойдёт на восстановление архитектурных памятников, пострадавших от наводнения 2002г. и наводнений, которые произойдут в 2005г. (?2006).

 

Тасия Мейерхольд, Ph.D.

http://www.alexandra.sbn.bz

 

 

Hosted by uCoz