Libretto to the Ballet "Gastprofessorin, or Sophia - Sofia"

Либретто к балету «Софья и София»

 

 

В основе балета-трагедии - нелёгкая судьба женщины-учёной Софьи Васильевны Ковалевской. Балет может быть поставлен на Эволюционную музыку русских, немецких, австро-венгерских и т.д. композиторов* (Ф.Шуберта и П.И. Чайковского). Вальс Интеграла. Музыка не написана (возможно использование фрагментов: из вступления и финала к балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро», 3-ий акт к балету Р. Щедрина «Анна Каренина», греческих мелодий типа «Сиртаки», и некоторых других мелодий).

 

Действия, картины

Музыка

Действие Первое

 Картина Первая

Софья грезит математикой. Волшебной палочкой выводит она вокруг себя математические формулы. Софья танцует свой танец с разноцветными лентами, выписывающими голубые, зелёные, розовые, оранжевые… заоблачные бесконечные последовательности. Она хочет учиться дальше. Об этом же мечтает и её старшая сестра Анна. Но где можно продолжить учёбу и найти работу? В России это невозможно. В Европу девушек самих не пускает строгий отец. И тогда сёстры договариваются о фиктивной замужестве Софьи с Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. Софья и Владимир танцуют вальс - Вальс Интеграла. А впереди, их всех - Софью, Владимира и Анну - уже ждёт отъезд на учёбу за границу.

 

 

А Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами. Соч. 73, N1.

Вальс Интеграла - вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель” (вальс к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад")

Картина Вторая

Германия. Хайдельберг. Внизу, вдоль берегов широкой реки Неккар расположился старый город. Впереди виден старый-старый мост. На горе возвышается Хайдельбергский Университет. В Университете Софью допускают к слушанию лекций по математике и физике.

Бизе “Кармен” (вступление - начало учёбы в Хайдельберге)

Сибелиус Я. “Грустный вальс”.

Кант. Песня “Сидит сова на печи”. Скрябин А. “Мечты”

 

В Берлине она уже берёт частные уроки математики у профессора ВассерШтрассе. Жизнь в Германии окрыляет её. Всё новые и новые идеи приходят ей здесь в голову. Она танцует вместе с красками свой любимый танец Радуги, в котором видимый свет её мироощущения преломляется и распадается на множество разноцветных цветов и красок. Танцуя, в нём она находит всё новые и новые оттенки и переливы. Она мечтает о лучшей жизни, она работает, она творит...

 

 

 

А Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами. Соч. 73, N1.

 

 

 

 

Но внезапно раскаты грома, предвещающие политические перемены прокатываются по всей Европе. Не оставляют они в стороне и Германию. Софья понимает, что ей, иностранке, лучше вернуться на Родину. Но сможет ли она там найти себе работу? Вот в чём вопрос!

 

И.С. Бах. Концерт N1. Соль мажор. По Саксен-Ве(а)ймару.

 

Действие Второе

Картина Первая

Москва. Софья Ковалевская возвратилась из Германии. Она хочет работать в России. Софья по очереди знакомится с российскими учёными и Российской Академией Наук. Сначала все встречи проходят весело и непринуждённо. Софью принимают в Московских кружках. Её называют Микеланджело разговора. Но как только речь заходит о любимой ею математике и работе по специальности, она понимает – в России ей ничего не светит. Меркнут в танце ранее разноцветные последовательности. Её голубые, зелёные, розовые, оранжевые бесконечности пытаются бездарно выписывать чьи-то мужские штаны, показывающие полное непонимание тогдашних математиков-мужчин фундаментальных целей и задачей своей науки.

 

 

Хор мальчиков. Оратория.

 

Учёные мужья, как попало построенные в ряды Фурье, уже танцуют свой тёмно-серый танец. Каждый из них заискивает и лебезит в глаза перед каждым последующим, а за спиной плетёт интриги и строит козни соседу. Все они одеты в тёмные костюмы. Софья пытается вклиниться в отравленные лестью и подхалимством ряды учёных. Сначала с ней пробуют танцевать с несколькими из них, но те всё время сбиваются с ритма. И вот уже аритмитчно танцует весь мужской коллектив. Он наступает. Софья не знает, что делать. Её отталкивают и гонят прочь учёные мужи, клюя и размахивая перед ней полами своих чёрных сюртуков. Софья начинает метаться. За неё пытается вступиться Владимир Ковалевский. Но тщетно.

массовое «хоруми», воинственный грузинский танец Сердце гор (музыка А.М.Баланчивадзе, 1937)

Картина Вторая

Крым.  Владимир тоже несчастлив в России после возвращения из Европы, где он написал свои гениальные труды по эволюционной палеонтологии. Периодически во сне перед ним пробегают разнообразные эволюционные

последовательности изучаемых им ископаемых трёхпалых лошадей-гиппарионов, свиней-антракотериев, жвачных… Все они зовут его к себе. И каждый раз Владимир с ужасом просыпается. Но теперь ископаемые всё чаще и чаще приходят к нему и во сне, и наяву. Они всё бегут и бегут по кругу, как на манеже в цирке. И их число с каждым кругом всё увеличивается в математической последовательности, и всё наращивается и наращивается… Теперь среди них он различает только ископаемых лошадок, которые уже в своём танце движутся боковыми переменными прыжками слева направо, слева направо, слева направо… И быстро сходят с дистанции… И это уже не сон. Но почему всё это происходит? По какому-такому закону?! Владимир ищет и не может найти себе ответа. Он не знает, как ему сохранить себя в этом бесжалостном людском круговороте жизни, который безжалостно выкидывает за борт всех тех, кто не сумел к ней приспособиться.

 

 

Картина Третья

Москва. Никак не хочет она вписать в себя возвратившихся на Родину Софью и Владимира. Танец удручённых невзгодами жизни в России. Софья мечется от одной области знаний к другой. Она пытается заняться литературой и начинает писать романы и повести. Владимир переводит на русский язык научные труды по естествознанию, пытается заняться коммерцией и т.д. Но их опыт и знания здесь никому не нужны. Она в танце очерчивает круг, из которого ей уже никогда не выбраться. Теперь Софью всё раздражает - ограниченности местной научной элиты, блеск и нищета жизни, пустота окружающей действительности во всём своём показном блеске. Жизнь московских завсегдатаев гостиных и их праздный образ жизни всё больше и больше затягивают её. Она опять предпринимает попытки выбраться из этого заколдованного круга и из поглощающего её круговорота жизни. Танцуя в жизни, она снова и снова чертит круги - сначала один, потом другой, третий, четвёртый… Но это уже не круги, а эллипсы. Наконец, Софья решает оставить Владимира и маленькую дочь Софью и уехать в Германию с тем, чтобы продолжить занятия наукой. Но куда? В Хайдельберге – наводнение. Все улицы старого города затоплены водой; разрушен старый мост… И Софья едет в Вюрцбург.

 

П.И. Чайковский увертюра-фантазия "Гамлет"(1888), фантазия "Буря" (1873) Cофья с дочерью

Колыбельная

 

Действие Третье

Картина Первая

Германия. Вюрцбургский Университет. В Вюрцбурге Софья снова встречает своего профессора Вассерштрассе, который искренне рад приезду своей ученицы. Работая с профессором, Софья чувствует себя в Германии как за каменной спиной. Она продолжает трудиться над своими незаконченными работами по математике.

 

П.И. Чайковский кантата на стихотворение Шиллера "К радости".

Софья танцует со своим профессором танец с разноцветными лентами, выписывающими голубые, зелёные, розовые, оранжевые… заоблачные бесконечности в мужских штанах, показывающий непонимание фундаментальных математиков-мужчин целей и задачей своей науки.

 


А Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами. Соч. 73, N1.

 

На них наступают мужчины-учёные. Здесь они иерархически построены в ряды Фурье: каждый из них знает своё место и каждый предыдущий зависит и подчиняется каждому последующему. Она их никак не может дифференцировать: все они почти на одно лицо - в чёрных костюмах с галстуками. Софья пытается вклиниться в эти ряды. Её профессор пытается ей помочь. Но тщетно. Сначала Софья  пробует танцевать то с одним, то с другим, но те всё время сбиваются с ритма. И вот уже аритмитчно танцует весь мужской коллектив. Их теперь связывает одна цель – уничтожить её. И они наступает. Софья не знает, что делать. Ей становится страшно.

П.И. Чайковский увертюра "Манфред",

Д.Д. Шостакович. Блюз (фр-т из сюиты-балета “Золотой век”)

 

Тем временем из России приходит известие о гибели Владимира – он так и не смог приспособиться к описанным им жизненным правилам и закономерностям. Софья в отчаянии. Она решается ехать к дочери… в Россию. Что ожидает её впереди? Всё тоже беспросветное будущее? Вместе с тем Софья понимает, что в старую Германию, где ей никто не может предложить работу, она уже тоже не вернётся.

Бизе “Кармен” (танец, смерть В.О. Ковалевского),

Бизе “Кармен” (адажио “Жизнь продолжается”),

 

Картина Вторая

Швеция. Стокгольмский Университет. Кафедра математики (рекомендации Софье даёт её родственник по материнской линии – профессор Энгельгардт**** из Дерптского Университета). Софья, наконец, получает возможность работать и заниматься наукой. Её заслуги в математике, наконец, оценены не только в Швеции, Германии, но и в России. Но местный климат подтачивает её подорванное борьбой с ветряными мельницами здоровье.

 

 

Тем не менее, Софья продолжает свои научные исследования. Она подготавливает на конкурс в Париж одну из своих работ. Инкогнито. Это танец. вращения твердого тела около неподвижной точки. Танец с разноцветными обручами. Сначала его Софья танцует с одним обручем, потом с двумя, с тремя, четырьмя… И получает престижную премию - высшую награду Французской Академии Наук. Наконец, её математический дар, способности и работы оценили во Франции. Но здоровье опять напоминает ей о себе. Всё чаще и чаще она начинать терять сознание. Теперь и кашель преследует её всё больше и больше.

 

 

А Софье ещё надо проверить, сколько на самом деле существует у Сатурна колец-обручей: несколько или всё же одно кольцо, которое в лучах отражённого света лишь выглядит как несколько? Одно или несколько? И какой формы – круглой или эллипсоидной? Но как это сделать? Софья мечтает о белом телескопе и об обсерватории.

 

И.С. Бах. Концерт N1. Соль мажор. По Саксен-Ве(а)ймару.

 

Но с каждым днём силы её оставляют. Местный климат высасывает из неё последние силы. Врачи запрещают заниматься наукой. И Софья во цвете лет погибает от туберкулёза лёгких. Звучит траурная кантата-реквием «Горе женским умам».

реквием

Сплотившиеся учёные мужи, одетые в чёрные костюмы и белые сорочки с повязанными мужскими галстуками-удавками жёлтого цвета в чёрную клетку, в шахматном порядке танцуют Танец Интеграла и радуются своей ограниченной бело-чёрной #дифференциальной# жизни.

 

вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”в ритме «Сиртаки»,

А в тёмном небе, в созвездии Близнецы, всходит новая суперзвезда-планета, имя которой Софий, которое давно уже перестало означать Мудрость.

А сверху вниз всё падали и падали на Землю флюктуационные волны человеческих взлётов и падений...

 

А. Скрябин “Прометей”

 

 

* Музыкальная часть будет редактироваться в процессе работы.

 

Тасия Мейерхольд, Ph.D. 

/Представитель Фонда им. Александра Гумбольдта в России, Белоруссии, Казахстане и в Республиках Средней Азии, грант N V-8100/B-KAS/1066068/

 

Alexander von Humboldt-Stiftung, Jean-Paul-Str.12, D-53173 Bonn; http://www.humboldt-foundation.de, http://www.avh.de,

Tel.: 0049(0)-2288330;  Fax: 0049(0)-228833199, E-mail: post@avh.de

 

info@deutsche-allgemeine-zeitung.de 

die DAZ (Deutsche Allgemeine Zeitung)
Shibek Sholy 50, Office 418, 480044 Almaty, Kasachstan
Programmed Director

 

Prof. Dr.G. Limberg,

Follow-Up Sponsorship Abroad Russian Department,

the Alexander von Humboldt Foundation

[Русская секция Фонда А.ф.Гумбольдта, финансируемая за рубежом]

Hosted by uCoz