Хованщина

(отрывок из поэмы "София Милославская")

(scroll down)

Властолюбивой Милославской

Стоял насупротив Хованский,

Глава стрелецкого приказа,

Тот, что желал царей всех разом

Убить и самовластно править.

Что можно к этому прибавить?

"Воры, изменники повсюду", -

Вещал всему простому люду.

 

Другая вера нам нужна.

Старейшая, чтоб все дома

Платили в пользу сверхналоги,

Тогда стрельцы и сами смогут

Все без бояр думских прожить,

А их добро всё поделить".

И всем понятны были мысли

О вере и копейке чистой.

 

Хотел Хованский бунт поднять

И патриархов поменять,

Раскол держа в руках и буйства,

Чтоб повести в своё всех русло.

София лишь его стесняла,

Она в руках бразды держала

И не желала оставлять

Ни Церковь новую, ни паствь.

 

...И патриарх* пошёл в палаты,

Перед собой неся, что свято:

Печатны книги, рукописны,

Что с греческих писались чисто.

Царевны**, Софья – в Грановитой,

С боярством думским и с их свитой.

Мутузить начали попов.

А те кричать: «Мы признаём

 

Каноны старые и бьём,

Чтоб служба Господу служилась,

А уния, латынь забылась».

На то Иоаким и отвечал:

«Грамматику архиереи знав,

С ней делали все исправленья

И богословские сужденья.»

 

Раскольников ж стяжали догмы:

Для них был крест важнее помпы,

Что должен в правой быть руке,

Иначе мору быть, беде.

Свечу ни в той руке держали,

Тройным перстом всех окрыляли,

А надобно крестить двойным -

За то раскол был, шум и дым.

 

Никита Пустосвят в прозванье

Был обречён на смерть, изгнанье.

За веру Никона, царя

Царица София была.

Раскол Аввакума и Анны –

Морозовой и Милославны

Вносил в политику столь смуты,

Что с Польшей мир весь был бы дутым:

 

Кому поклоны отдавать,

Когда в полонах их стучать

Мирским всем людям предстояло.

В Крыму татары только ждали

Как поскорей войну начать,

А тут раскольники опять:

Двумя перстами иль тремя?!

Молилась лучше б их душа!

 

К тому ж виной был Филарет,

Его служебник – пропасть бед,

С ошибками что был, без правил.

Его давно переписали.

Исправили и оклеймили -

Сейчас давно о нём забыли, -

А смуту на пустом воздвигли.

Хованский потакал расстригам.

 

И сам раскол он поощрял,

Боярски ссоры раздувал,

Вконец рассорившись со всеми,

Стрельцов собрал, возню затеял,

Хотел страною править сам.

Кто б пережил литовский срам?

И погубил он часть родных -

Мест в думе не было для них. 

 

Тогда взялась за дело Софья.

Чрез выборных стрельцов из сотни

Схватила глав старораскола,

Казнив Никиту Пустослова,

Друзей по ссылкам разослала,

И смута вроде сразу спала.

Хованский поднял же другую,

Стрельцов всё понукал к разбою –

 

Бояр он очень невзлюбил.

Коль мог, то с царства б удалил.

От Гедимина всё рядился,

Столь похвалялся и гордился,

Что те его хотели смерти,

Но всё пужались круговерти:

Тот на стрельцов своих влиял

И к новым буйствам принуждал.

 

Опять Москва была вся в слухах,

Что Крёстный ход несёт всем муки.

Семейство царское сбежало

В Коломну. Слухи ж всё крепчали:

Хованский хочет всех убить

И староверов погубить

Что из бояр, господ, посадских,

Из приказных людей, боярских.

 

Давал он деньги на волненья

И обещал отдать земелью

Убитого стрельцами люда.

Кто май стрелецкий здесь забудет?!

Семейства вновь царей бежали

В обитель Саввы, где писала

София грамоты служилым,

Боярским слугам и в трактиры:

 

«Убийства снова в наущеньи.

И боле нету всем терпенья

Хованского здесь поощрять,

Архиереев избивать!»

Уже с Воздвиженки указ

София пишет всем в наказ:

«Приехать к празднику престола

На вина царски, хлебосолы

 

Боярам, думным всем и стряпчим,

Дворянам, стольникам, подъячим.»

Подмётное ж письмо, с Коломны,

Она прочла боярам ровно:

Хотят семейство погубить

Хованские. Всех истребить

Царей, царевн, цариц, бояр,

Чтоб дум голов костей не жал.

 

"Убить Хованского-отца,

А с ним и сына-наглеца

И усмирить стрелецку смуту,

Не то им всем придётся худо.

Хованщина уж больно в моде.

Заменим буйную породу." -

Бояре Софье говорили,

Хованским издаля грозили.

 

И лыко* в строку завязала.

Хованских ей в тот час поймали,

Чтобы ответы те держали:

Казну потративши с стрельцами,

Невежд в разбой пускали сами,

Не признавали царску власть,

Хотели уморить, напасть,

А дерзновением речей

Снискали гнев у матерей.

 

Недолгий суд боярский был –

Хованских он голов лишил

Перед дворцовыми вратами

И Воздвиженскими церквами.

София ж в Троицу**** скользнула

И промеж смуты промелькнула,

Пока рядились тут бояре

С Хованскими – стрельцов вождями.

 

Чего теперь боялась? Смуты

И мщенья от Хованских путных.

Мятеж весь с казней не ушёл,

А погубил ещё отцов.

Меньшой остался сын в родне –

А значит снова быть беде.

Иван поднял стрельцов на бунт,

Сказав, что семьи их убьют.

 

Стрельцы заволновались сразу,

Поднялись все не по приказу

И овладели арсеналом,

Став поперёк думским боярам.

Заложником стал Патриарх.

Их уговаривал за страх

Всем покориться, бить челом

И звать царей обратно в дом.

 

София здесь уж преуспела,

Позвала выборных, умело

Всех распекла и укротила

И с челобитной завершила

Стрелецкие разбои, казни

Злодейства быстро, без приказов

И возвратилася в Москву,

Упрочить власть чтобы к венцу.

 

С стрельцами стал уж Шакловитый,

Решительный, собою видный.

Причиной смут всех был раскол,

К разбоям, сыску что привёл.

Раскольников теперь казнили,

Всех непокорных хоронили

И укрощали люд указом -

Ходили в церкви чтобы разом.

 

Кто не хотел жить в новой вере,

Сжигал себя тот в старой сере

И проповедовал крещенье,

От новой веры отреченье.

Себя и пустыни сжигали

И в фанатизме прославляли

Раскол, обряды, веру, мысли,

Чтоб жизнь наполнить их лишь смыслом.

 

Песнопение раскольников:

"Двумя перстами осеняйте!

И крест с руками не меняйте!

Оставьте всё как было прежде

Нам веру с хрупкою надеждой."

 

Патриарх Иоаким с архиереями:

"Своих архиереи судят.

Ничьих здесь мыслей не убудет

От лишних букв и запятых.

Раскол к чему? Опять псалмы?

С ошибкой книги или нет,

Лишь грамотей вам даст ответ."

 

Голос юродивого из толпы:

"Борьба за власть.

Борьба ль за веру?

Сунниты сродни староверам.

О формах разговор ведут

На жизнь же смертных всех плюют."

 

* Иоаким, патриарх (1674-1690).

** Царевна Татьяна Михайловна – сестра царя Алексея Михайловича, Наталья Кирилловна Нарышкина – мать царевича Петра, Марья Алексеевна – жена царевича Иоанна?

*** Лыков, боярин, князь; был отправлен Софьей с приказом "схватить Хованских отца и сына (Андрея) и привести в Воздвиженское".

**** Троицкая Лавра.

 

Hosted by uCoz