Резензия на книгу Тасии Мейерхольд

«Was ist die Liebe?"

(Поэзия и стихи)

 

       По глубине и значимости поэзия Тасии Мейерхольд существует в особо оригинальной плоскости с философскими размышлениями, со знанием истории европейской культуры и мировых цивилизаций, со знанием многогранной жизни людей и их тончайших переживаний. В сборнике содержится много исторического материала, много философских мыслей о смысле жизни, разуме, любви, медитации… Стихи приближены к театральному искусству или для прочтения, может даже, для вставок каких-либо сцен в тематические спектакли на исторические темы, особенно в спектакли, посвященные истории Древней Греции и Рима. Всё это даёт основание предполагать, что стихи будут понятны людям с высоким интеллектом и нравственными устоями, а также людьми, имеющими определённые исторические познания и глубоко понимающими поэзию.

       Если проанализировать поэзию Тасии Мейерхольд, то практически всё её творчество посвящено поиску разумных начал во всём, начиная с мироощущения, и кончая философскими зарисовками, охватывающими  такие вечные темы, как любовь, дружба, вера, природа, искусство - музыка…

Одно только стихотворение «Чистый разум», которое начинается словами «Сторонний разум...  Чист иль грязен?» поднимает многие философские вопросы нашего бытия. Пояснения мы частично находим в её другом стихотворении «Дан разум в ощущенье нам»

И если чутки от рожденья,

«Способны внять вы настроенью

Всего космического мира,

То кожей ощутите силы

Природы нашей, мирозданья,

Поймёте все его желанья

И связь наладите, с волной,

Что посылает мир, покой.»

       Тасия Мейерхольд в этом стихотворении заставляет читателя задуматься более глубоко о проблемах мироздания, о сущности человека, строении Вселенной, о её манящей бесконечности, о происхождении разума, напоминая, что звёздное небо не только у нас над головой, но и в нас.
       В стихотворении «В познаньи мира познаём себя» автор уже сама даёт ответ на изначальное восприятие мира. Не смотря на то, что в самом стихотворении больше вопросов, чем ответов, оно сразу же наводит читателей на собственные размышления и на поиск уже своих ответов на поставленные вопросы.

«Мы все на поводу привычек ходим,

Избавиться как? При свободе

Нравов, без веры, вкуса и любви

Куда, скажите, нам идти?

И как нам всё восстановить?»

       Действительно, как нам восстановить утраченные культурные ценности и целые исторические пласты при сегодняшнем варварском, прожигательском отношении к жизни, особенно у молодёжи? Почему это происходит? «Мы все на поводу привычек ходим, но как избавиться от них?» Как, скажите, нам восстановить согласие внутреннего и внешнего разума? И далее она даёт свой собственный ответ на вопрос о том, как происходит само познание мира. И уже в других строках «А жизнь? Она так коротка.»

       Поэтесса вдохновенно и тонко видит мир и видит его красочным, обогащая его красками природы, цветоощущений - «Я в светлом мире жить желаю». Точные пейзажные описания природы с восторженным восприятием нашего тусклого бытия создают картину прекрасного мира - «А я возьму, смешаю краски, и станет мир такой прекрасный». И ещё:

«А на дворе была весна.

Фонтаны пели, танцевали люди

Все в красках и огнях прелюдий.»    

       Большой блок стихотворений посвящён природе, её явлениям, временам года. В стихотворении «Каштаны пышною листвой» есть такие строки «Цветы на клумбах голубые,

А может розы. И льняные»,

«Сирень давно уж расцвела во мне -

Белёсая и в синеве»,

«Вечерний ветер мягок был и мил,

Он освежал и тихо говорил».

Или «В открытое окно вагона приносит аромат весна».

Дождь автор описывает такими строками:

«Владычеству стихий, подвластно,
Сбегают струи громогласно,
Бьют каплями по мостовой

И, нарушая мой покой,
Привносят в жизнь мою любовь».

С темой дождя перекликается тема любви - «Симфонией любви, дождя». И здесь же музыка в стихотворении «Быть может, сможет отразить гитара»:

«Быть может, сможет отразить переливанье

И оркестровое журчанье

Шопеновских ноктюрнов, вальсов,

Иль полонезов и романсов?

Опять я в музыке гитарных cтрун купаюсь

И в исполнителей её влюбляюсь,

Страдаю или наслаждаюсь,

Всем многогранный мир даря,

Легко и глубоко.

И лишь слегка шутя.»

       Неразрывная связь с природой во всём. В стихотворении «Где прежде ель росла шатром» включается и природа, на фоне которой делались открытия и писались шедевры, где слагались стихи, писалась музыка и пелись оперы.  

«А воздух чудный помогал творить». И далее:

«В нём каждый что-то открывал

Иль сочинял, изобретал,

Печальной песней ль вдохновляясь,

Природой сказок, чуть дыша,

Или маститым педагогом,

В ком пела чуткая душа.»

       Природа вдохновляет тех, «в ком пела чуткая душа». В стихотворении «Зачахшая в разлуке роза» цветок, роза, которая также реагирует в стихотворении в разлуке, как и душа человека. Через неё переданы чувства, состояния человека:

«Шипы ломая от отчаяния

И неустанно повторяя:

«Как ночь Милосская темна,

И как же одинока я!»

И в этих строках прочитывается сам автор с его собственными мироощущениями.

       Явления природы как бы передают душевное настроение поэтессы и дают человеку понять, что он и есть само дитя природы. Автор по своей натуре в целом оптимист. Об этом говорят и такие строки «Настрою жизнь я на удачу», «Впишу я радость в алгоритм». В строках этого стихотворения написана целая программа жизни.

«Впишу я радость в алгоритм,

И с ней я изменю свой ритм,

А с ним другая станет жизнь

Моя, твоя, его и их.

И с ней добрее станет мир.»

      В то же время, психологические оттенки и размышления Тасии Мейерхольд в её поэзии являются решающими.

      Интересны стихи о любви. Все они буквально пронизаны переживаниями и основываются на личном опыте или на представлениях автора. Такие стихи приближают читателя к реальной действительности, к высоким чувствам любви. Хочется отметить особенно стихотворения «Метаморфозы любви», «Бушует страсть в моей груди», «Зачем меня пленишь, моими чувствами играя»…

      В этих стихах любовь – это не только любовь, счастье или благополучие, но часто и её излом, страдание, мучительная пытка, вплоть до распада семьи и разрушения семейного счастья. Подчёркивается, что чувства человека, и любовь в первую очередь, всегда находятся в развитии, они содержат противоречия в самой своей сути, никогда не бывают в спокойном пребываии. Любовь сама по себе острое и необыкновенное чувство, которое постоянно ищет подтверждение, вызывает взлёт и падения.

Как отличить, где гений, где больной?

И как понять, где псих, а где герой?

Ребро узко, а грани смежны…“

      В другом стихотворении мы читаем:

«Сама прошу огня –

Опять вокруг меня зима.

Не скучно. Просто сиротливо.

Сияет солнце – а уныло,

Как будто что-то вдруг застыло.

Не продолжай моих мучений,

Рассей сомненья без сомнений

И подари мне Воскресенье.

А лучше месяц. И в деревне».

       Вот в этом двустишии из стихотворения: «Бушует страсть в груди моей» показывается уже иная сторона жизни и при помощи других красок:

«Всё то, что раньше презирала,

Я от того же пострадала».

       С этими словами отчасти перекликаются и строки «На дне каком я разыщу свою любовь, мечты о счастье?»     

А вот слова из стихотворения «Зачем меня пленить, моими чувствами играя»:

«Когда любила и страдала с вожделеньем,

Переходила брод, не разбирая русла иль с сомненьем»,

«Жила в безверьи, прозябала»,

«В пустой груди, хоть на просторе,

В безбрежном и глубоком море,

Так было холодно и зябко»…

И здесь же, в этом стихотворении встречаешь уже прозу жизни – «Он оказался просто тряпкой». И уже в другом стихе «Треть жизни в поездах проходит».

       Много стихов написано после пережитого и осознанного автором. Это и строки «Кому покаяться, скажи?» Это стихи о любви и верности, духовности, поиска смысла жизни и многое другое – словом, всё то, без чего сложно понять смысл жизни. Стихи о правде и поисках истины, о природе, о вечном. Стиль, содержание стихов по аналогии и глубине мыслей перекликается с творчеством Иосифа Бродского.

       Временами встречаются белые стихи, иногда не соблюдается традиционное чередование рифмы. Кроме того, читателям могут потребоваться исторические знания об упоминаемых в стихах событиях, в частности, из истории Древней Греции и Рима, поэтому современному читателю необходимо дать пояснения о значении тех или иных слов.

       В целом, поэзия Тасии Мейерхольд отражает и даёт понимание о разумной, доброй жизни человека, о противоречиях жизни добра и зла за прожитый период жизни самого автора. Она глубока и склоняет к размышлениям своих читателей. Взять хотя бы само название сборника. Автор не случайно назвал свою книгу «Поэзия и стихи», чтобы дать почувствовать и понять разницу между одухотворённой поэзией, навеянной вечными чувствами и размышлениями, от стихов, приближенных к нашему нелёгкому быту со всеми его разноликими и приземлёнными чувствами и эмоциями.  Действительно, «Положен старт. Но как пройдёт дорога?». Поэтому я настоятельно рекомендую автору не останавливаться на достигнутом уровне и продолжать писать и работать над стихами, публиковать их и доносить до слушателей и читателей.

 

Пётр Плотников

27 января 2007г., г. Алматы

Hosted by uCoz