Резензия на книгу Тасии Мейерхольд «Was ist die Liebe?" (Поэзия и стихи)
|
По глубине и значимости поэзия Тасии Мейерхольд существует в особо оригинальной плоскости с философскими размышлениями, со знанием истории европейской культуры и мировых цивилизаций, со знанием многогранной жизни людей и их тончайших переживаний. В сборнике содержится много исторического материала, много философских мыслей о смысле жизни, разуме, любви, медитации… Стихи приближены к театральному искусству или для прочтения, может даже, для вставок каких-либо сцен в тематические спектакли на исторические темы, особенно в спектакли, посвященные истории Древней Греции и Рима. Всё это даёт основание предполагать, что стихи будут понятны людям с высоким интеллектом и нравственными устоями, а также людьми, имеющими определённые исторические познания и глубоко понимающими поэзию. Если проанализировать поэзию Тасии Мейерхольд, то практически всё её творчество посвящено поиску разумных начал во всём, начиная с мироощущения, и кончая философскими зарисовками, охватывающими такие вечные темы, как любовь, дружба, вера, природа, искусство - музыка… Одно только стихотворение «Чистый разум», которое начинается словами «Сторонний разум... Чист иль грязен?» поднимает многие философские вопросы нашего бытия. Пояснения мы частично находим в её другом стихотворении «Дан разум в ощущенье нам» И если чутки от рожденья, «Способны внять вы настроенью Всего космического мира, То кожей ощутите силы Природы нашей, мирозданья, Поймёте все его желанья И связь наладите, с волной, Что посылает мир, покой.»
Тасия
Мейерхольд в этом стихотворении заставляет читателя задуматься более глубоко
о проблемах мироздания, о сущности человека, строении Вселенной, о её
манящей бесконечности, о происхождении разума, напоминая, что звёздное небо
не только у нас над головой, но и в нас. «Мы все на поводу привычек ходим, Избавиться как? При свободе Нравов, без веры, вкуса и любви Куда, скажите, нам идти? И как нам всё восстановить?» Действительно, как нам восстановить утраченные культурные ценности и целые исторические пласты при сегодняшнем варварском, прожигательском отношении к жизни, особенно у молодёжи? Почему это происходит? «Мы все на поводу привычек ходим, но как избавиться от них?» Как, скажите, нам восстановить согласие внутреннего и внешнего разума? И далее она даёт свой собственный ответ на вопрос о том, как происходит само познание мира. И уже в других строках «А жизнь? Она так коротка.» Поэтесса вдохновенно и тонко видит мир и видит его красочным, обогащая его красками природы, цветоощущений - «Я в светлом мире жить желаю». Точные пейзажные описания природы с восторженным восприятием нашего тусклого бытия создают картину прекрасного мира - «А я возьму, смешаю краски, и станет мир такой прекрасный». И ещё: «А на дворе была весна. Фонтаны пели, танцевали люди Все в красках и огнях прелюдий.» Большой блок стихотворений посвящён природе, её явлениям, временам года. В стихотворении «Каштаны пышною листвой» есть такие строки «Цветы на клумбах голубые, А может розы. И льняные», «Сирень давно уж расцвела во мне - Белёсая и в синеве», «Вечерний ветер мягок был и мил, Он освежал и тихо говорил». Или «В открытое окно вагона приносит аромат весна». Дождь автор описывает такими строками:
«Владычеству
стихий, подвластно,
И, нарушая мой покой, С темой дождя перекликается тема любви - «Симфонией любви, дождя». И здесь же музыка в стихотворении «Быть может, сможет отразить гитара»: «Быть может, сможет отразить переливанье И оркестровое журчанье Шопеновских ноктюрнов, вальсов, Иль полонезов и романсов? Опять я в музыке гитарных cтрун купаюсь И в исполнителей её влюбляюсь, Страдаю или наслаждаюсь, Всем многогранный мир даря, Легко и глубоко. И лишь слегка шутя.» Неразрывная связь с природой во всём. В стихотворении «Где прежде ель росла шатром» включается и природа, на фоне которой делались открытия и писались шедевры, где слагались стихи, писалась музыка и пелись оперы. «А воздух чудный помогал творить». И далее: «В нём каждый что-то открывал Иль сочинял, изобретал, Печальной песней ль вдохновляясь, Природой сказок, чуть дыша, Или маститым педагогом, В ком пела чуткая душа.» Природа вдохновляет тех, «в ком пела чуткая душа». В стихотворении «Зачахшая в разлуке роза» цветок, роза, которая также реагирует в стихотворении в разлуке, как и душа человека. Через неё переданы чувства, состояния человека: «Шипы ломая от отчаяния И неустанно повторяя: «Как ночь Милосская темна, И как же одинока я!» И в этих строках прочитывается сам автор с его собственными мироощущениями. Явления природы как бы передают душевное настроение поэтессы и дают человеку понять, что он и есть само дитя природы. Автор по своей натуре в целом оптимист. Об этом говорят и такие строки «Настрою жизнь я на удачу», «Впишу я радость в алгоритм». В строках этого стихотворения написана целая программа жизни. «Впишу я радость в алгоритм, И с ней я изменю свой ритм, А с ним другая станет жизнь Моя, твоя, его и их. И с ней добрее станет мир.» В то же время, психологические оттенки и размышления Тасии Мейерхольд в её поэзии являются решающими. Интересны стихи о любви. Все они буквально пронизаны переживаниями и основываются на личном опыте или на представлениях автора. Такие стихи приближают читателя к реальной действительности, к высоким чувствам любви. Хочется отметить особенно стихотворения «Метаморфозы любви», «Бушует страсть в моей груди», «Зачем меня пленишь, моими чувствами играя»… В этих стихах любовь – это не только любовь, счастье или благополучие, но часто и её излом, страдание, мучительная пытка, вплоть до распада семьи и разрушения семейного счастья. Подчёркивается, что чувства человека, и любовь в первую очередь, всегда находятся в развитии, они содержат противоречия в самой своей сути, никогда не бывают в спокойном пребываии. Любовь сама по себе острое и необыкновенное чувство, которое постоянно ищет подтверждение, вызывает взлёт и падения. „Как отличить, где гений, где больной? И как понять, где псих, а где герой? Ребро узко, а грани смежны…“ В другом стихотворении мы читаем: «Сама прошу огня – Опять вокруг меня зима. Не скучно. Просто сиротливо. Сияет солнце – а уныло, Как будто что-то вдруг застыло. Не продолжай моих мучений, Рассей сомненья без сомнений И подари мне Воскресенье. А лучше месяц. И в деревне». Вот в этом двустишии из стихотворения: «Бушует страсть в груди моей» показывается уже иная сторона жизни и при помощи других красок: «Всё то, что раньше презирала, Я от того же пострадала». С этими словами отчасти перекликаются и строки «На дне каком я разыщу свою любовь, мечты о счастье?» А вот слова из стихотворения «Зачем меня пленить, моими чувствами играя»: «Когда любила и страдала с вожделеньем, Переходила брод, не разбирая русла иль с сомненьем», «Жила в безверьи, прозябала», «В пустой груди, хоть на просторе, В безбрежном и глубоком море, Так было холодно и зябко»… И здесь же, в этом стихотворении встречаешь уже прозу жизни – «Он оказался просто тряпкой». И уже в другом стихе «Треть жизни в поездах проходит». Много стихов написано после пережитого и осознанного автором. Это и строки «Кому покаяться, скажи?» Это стихи о любви и верности, духовности, поиска смысла жизни и многое другое – словом, всё то, без чего сложно понять смысл жизни. Стихи о правде и поисках истины, о природе, о вечном. Стиль, содержание стихов по аналогии и глубине мыслей перекликается с творчеством Иосифа Бродского. Временами встречаются белые стихи, иногда не соблюдается традиционное чередование рифмы. Кроме того, читателям могут потребоваться исторические знания об упоминаемых в стихах событиях, в частности, из истории Древней Греции и Рима, поэтому современному читателю необходимо дать пояснения о значении тех или иных слов. В целом, поэзия Тасии Мейерхольд отражает и даёт понимание о разумной, доброй жизни человека, о противоречиях жизни добра и зла за прожитый период жизни самого автора. Она глубока и склоняет к размышлениям своих читателей. Взять хотя бы само название сборника. Автор не случайно назвал свою книгу «Поэзия и стихи», чтобы дать почувствовать и понять разницу между одухотворённой поэзией, навеянной вечными чувствами и размышлениями, от стихов, приближенных к нашему нелёгкому быту со всеми его разноликими и приземлёнными чувствами и эмоциями. Действительно, «Положен старт. Но как пройдёт дорога?». Поэтому я настоятельно рекомендую автору не останавливаться на достигнутом уровне и продолжать писать и работать над стихами, публиковать их и доносить до слушателей и читателей.
Пётр Плотников 27 января 2007г., г. Алматы |