October,12-17, 2011. Krasnodar

Central Exhibitional Hall - Rashpilevskaya Str. 32 / Krasnaya-Ordzhonikidze

Греческая православная выставка - Greek Orthodox Exhibition

 

 

Северное Причерноморье

Краснодарский край

Черноморская провинция России - Понтийские греки России

Πόντιοι, Ποντιακός Ελληνισμός, Έλληνες του Πόντου; тур. Pontus Rumları) - этническая группа греков, потомки выходцев из исторической области Понт.

Продолжая (с колхами-аргонавтами) с Боспорского царства

КАТАЛОГ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МЕСТОНАХОЖДЕНИЙ ПРЕДКАВКАЗСКОГО СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (ПРИКУБАНЬЯ)

[?СЕВЕРНО-ЧЕРНОМОРСКОГО ПРИКУБАНЬЯ Боспорского Царства]

В процессе – in process

 

БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО

THE BOSPOR(US) KINGDOM [1]

V c. BC - VI c. AD

 

Возрождение древнегреческой философии

Возрождение древнегреческого Театра

Три крупнейших трагика Древней Греции - Феспис, Эсхил, Софокл и Еврипид

Три крупнейших комика Древней Греции

внучка Платона (=Kraft) Кордика

 

Photogallery in process

 

Икона свт. Спиридона Тримифунтского

О, пречудный Чудотворче, Спиридоне-похвало!

Молитва

О, пречудный Чудотворче,
Спиридоне-похвало!
Ты светильный Миротворче,
Тёплый к Богу, и добро

Нам пошли Ты с верой светлой
И молитвою святой.
Заступися и утешь всех
Всеобъемлющей душой

И избавь от обстояний:
От потопа и огня,
Смертоносной язвы, брани,
Глада; огради от зла,

От недугов и болезней!
Сохрани духовность рас,
Воскреси святой Дух чести,
И пошли Ты силы Спас,

Чтоб не ведали кончины,
Подари во цвете жизнь,
Сохрани красоты зримы -
Ныне, присно помоги,

 

О пречудный Чудотворче,
Спиридоне-похвало!

Будь всесильным, Миротворче,

Стало чтобы жить легко!

 

Всеблаженный Спиридоне и угодниче Христов!

Молитва

Всеблаженный Спиридоне
И угодниче Христов!
О, великий Чудотворче!
Испроси у Покровов

Помощи людской и мира,
Благоденствия в делах,
Изобилия и силы,
Возродилась чтоб душа -

 

И ушла грехами злоба,
Обрати напасть в добро
И даруй плоды бесплодным,
Безмятежно житиё.

 

Всеблаженный Спиридоне
И угодниче Христов!
О, великий чудотворче!

Укрепи, наставь, як Бог!

 

Иверская икона Богоматери из Эллинской Колхиды [1]

Поэма

 

I. Икона Греческой Мадонны

Не первый изменяет век.

И лик её небесный, ёмкий,

Приподнимая, манит всех

 

В страну эллинского Афона,

Где видится морской прогиб

Чрез Иверийский полуостров [2],

Что память древнюю хранит

 

Среди маслин, цветущих в роще,

Пахучих сосен и дубов

О храме на горе Афонской -

Палладовой Афины зов,

 

Защитницы эллинских истин -

Созвездий Млечного Пути [3],

Чей путь крестов Небесных чистых

Сумел сквозь тернии пройти

 

С добром и в радости, и в горе.

Но только предстаёт опять

Мадонна на святом Афоне,

Чтоб с Врат священных рассказать [1,8]

 

О добродетели без страха,

О благодатной силе чувств -

Любви, ведущей к храму стяги,

Не искушая дух без нужд.

 

В иконе лик с Марии писан

Антиохийскою рукой

Апостола-Евангелиста,

Луки [1], чья живопись земной

 

Описывает путь Марии,

С младенцем прибывшей к горе,

Где эллинийские святыни

В былой предстали красоте -

 

Все в свитках древних, рукописных,

Печатных книгах, чьи столпы

Слагали этику из истин

Благочестивой старины.

 

Звезда Полярная на тоге

Сияет на челе живом,

На диадеме благородной.

Есть крест чрез правое плечо

 

Пречистой Девы из Никейских [4],

С младенцем-сыном на плече,

Держащим свиток Галилейский -

Рожденье-метрику душе [5].   

 

II. В век почитания святыней –

Маслин, божественных икон

И благородных лавров, - имя

С молитвой приходило в дом

 

Пречистой девы, Иверийской,

Царившей в мире праздных смут,

Духовно низких, Коллизейских,

Иконоборческий чей плуг

 

Косил святыни православных,

Предав страданиям от мук 

И, подменяя им морали,

Уничтожал их славный дух.

 

В ту пору близ Никеи правой

Жила смиренная вдова

Из Эллиады чужестранной,

С Иннокием, сынком она.

 

Была богата чужестранка.

Воздвигла византийский храм,

С иконой, Македонским равной,

Внимавшей праведным слезам.

 

Когда пришли к ней нечестивцы [6],

Желала одного - спасти

Икону, с ней чтоб откупиться

И до утра мир обрести.

 

Копьём один из них ударил 

Лик Богородицы святой

И злобою икону ранил,

Что полилася кровь струёй

 

И испугала кровопийцев -

Ушли ни с чем они в тот час,

Грозясь вернуться утром к мысли,

Вдову как с сыном наказать.

 

"Владычица земного мира!

Ты благодатию своей

Имеешь власть на всех и силу:

Избавь от гнева нас царей!” -

 

Слезами землю орошая,

Вновь просят мать-вдова и сын.

И ночью в путь смогли отправить

Икону, в море опустив,

 

Чтобы потом, чрез два столетья,

Её увидели в огне

Грузины из монашской кельи,

Что на Афоновой горе -

 

Как преподобный Святогорец

По солевой воде пошёл,

Как из огня он взял икону,

Доставить чтоб в кафоликон [7].

 

Не по нутру Алтарь святых был

Пречистой Девы, и она

Над аркою ворот обитель

Своей иконушке нашла [8]

 

После скитаний в водах быстрых,

Солёных, средних из морей,

По волнам грозным и речистым,

Пугающих столпом огней.

 

А что же отрок той вдовицы?

Он в Фессалоники бежал,

От гнева стражников чтоб скрыться,

Потом к Горе Святой пристал,

 

Найдя Иверскую обитель,

Жизнь преподобную он вёл,

Святым монахом Иннокентий

Здесь cтал и сказывал о всём:

 

Святыне дивной, чудотворной

Была что отдана волнам

И пущена в открыто море,

Пристать чтоб в новые века,  

 

Что на ланите Девы рана,

Откуда с лика кровь течёт,

По капелькам сочась упрямо -

В них боль страдалицы живёт.

 

С благочестивым ликом дивным

Она взирает с высоты

Ворот Святых и держит сына -

И чувства матери сильны.

 

III. Но место пусто не бывает,

Когда по святости оно

Другим ничуть не уступает,

А затмевает ум, чело

 

Всем, кто позарился чужому,

Решив оазис захватить,

Сражение в открытом море

Вновь показало “быть” - “не быть”

 

Под игом турок Халкидону,

Когда с эскадрой притаясь,

Блокировал пролив Сенявин [9],

Монастырям вернуть чтоб власть.

 

Под игом турок Халкидону,

Когда с эскадрой притаясь,

Блокировал пролив Сенявин,

Сперва от боя уклонясь

 

С пашой Сеид-Али турецким,

Ему отрезав путь в пролив

Босфор и Дарданеллу, светский,

Чтоб не топил тот корабли.

 

“Возьму Тенедос - русских базу!” -

Решил отчаянный паша

И бомбардировал всех сразу,

Что чуть не потопил, кроша,

 

Десант турецкий, арабийский,

Начав осаду, Русский флот

Тогда с эскадрою Российской

Вернулся сразу в свой же порт

 

И стал преследовать врага

Атаковав ударно, слева,

Прийдя колоннами, двумя,

И выбил флагманы умело -

 

Те, что стояли, подбочась [10],

По центру, с перевесом силы,

Приблизив пораженья час

С решительностью, сердцу милой.

 

И не таясь от гордой славы,

Преследовала вновь врага,

Смяв треть из всей его эскадры,

Россия с сердцем моряка.

 

А что потом? Десант турецкий,

Что осаждал всё гарнизон,

Был выбит с острова, и с честью

Сенявину весь сдался он.

 

Сражаться далее на море

С Россией Франция могла ль?

И подписала, не без воли:

“Кровь императоров сильна!”

 

В Эгейском море ветер свищет

И в духе хочет мир найти,

Тот, что в Тильзите снова ищут,

В века чтоб флагманом войти.

 
IV. В маслинах, лаврах ветер свищет,

Уносит свежесть на поля,

В соцветьях где восходят мысли,

О том, как всё ж близки края

 

Монастырей больших и малых,

Афоновой святой горы -

Афины, Греческой Паллады,

И императорской горы,

 

Ново-Афонской, Черноморской [11],

С зелёной девственной лозой,

Гранатом и оливой рослой,

Которым дарит мощь прибой [12]

 

 

Комментарии

 

[1] Иверская православная икона Девы Марии с Младенцем, или икона Вратарница (англ. Portaitissa), надвратная икона, почитается как чудотворная с IX века, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре, или Иверо́не, основанном на рубеже IХ–Х вв. на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием, в Греции и, согласно православному преданию, написан евангелистом Лукой из Антиохи Сирийской.  

Список иконы, по одним сведениям, также находится в Монастыре св. Пантелеймона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος), известного как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик, одного из 20-и “правящих” монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Библиотека Иверского монастыря насчитывает около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных книг, большинство на греческом, еврейском, латинском, сербском и грузинском языках. Гора Афон покрыта лесом, находится на южной оконечности п-ва Афон; её высота - 1935 м. Византийский Император Константин Погонат (668-685 гг.) отдал полуостров Афон в исключительное владение монахам. В последние века на Афоне возникло множество греческих, болгарских, русских и других монастырей, в связи с чем Афон стал играть роль крупного религиозного центра.

[2] Полуостров Халкидики (=Колхида), или Халкидонский п-ов, расположен на северо-востоке современной Греции и на северо-восточном побережье Эгейского моря. Халкидийский п-ов также является древним названием Пиренейского полуострова, представляющего единую геотектоническая плиту.

[3] Космическая Галактика Млечный Путь, Созвездие Лебедя - Северного креста, вытянутого вдоль Млечного Пути и ассоциировавшегося у древних с летящей птицей.

[4] Лик Никейский ~ лик Помпейский с фресок Помпей, сохранившихся после разрушительного землетрясения.

[5] В руках у младенца свиток - метрика-сертификат рождения Иисуса, сына Христа и Марии, в Кане Галилейской – гражданство-паспорт по рождению Иисуса Христа.

СС: Каннский фестиваль, Франция.

[6] Ересь иконоборческая, которая в IX в. при иконоборце императоре греческом Льве Исавре и продолжилась при императоре Феофиле (829-842) сопровождалась тяжкими гонениями на православных за почитание ими святых икон.

[7] Кафолико́н (католикон; греч. καθολικόν – “главный, общий (храм)”) - в современной Греции - главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса.

[8] Могла ли Иверская икона Божьей Матери находиться на арочных Святых Воротах с. Архангельского?

[9] Сеня́вин, Дми́трий Никола́евич (1763-1831) - русский флотоводец, адмирал. Во время войны Второй коалиции с Францией, в чине капитана 1-го ранга командовал линейным кораблём “Св. Пётр” и участвовал в походе эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземное море. В ходе операции по овладению Ионическими островами руководил захватом 2 (13 ноября) 1798 г. крепости Св. Мавра и принимал участие в штурме Корфу 20 февраля (3 марта) 1799 г. По окончании похода в 1800 г. назначен командиром Херсонского порта, а в 1803 г. - стал командиром Севастопольского порта.

[10] Русская эскадра - с 10 кораблями и с 754 орудиями; турецкая состояла из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 шлюпов и 2 бригов, вооружённых 1196 орудиями.

[11] Ново-Афонский Российско-Греческий Симоно-Канонитский монастырь в Колхидской Абхазии, на северном побережье Чёрного моря, в долине реки Псырцха, у подножия Афонской горы был основан в 1874 г. русскими монахами из Пантелеймоновского (византийского) монастыря Старого Афона в Греции. В 1888 г. монастырь посетил Александр III. В честь этого события, на месте встречи царя с настоятелем монастыря, монахи построили часовню и разбили Царскую кипарисовую аллею.

[12] Cуществующие в России списки Иверской иконы Божьей Матери иконописного типа Одигитрия:
I. Икона работы Ямвлиха Романова (1648 г.),

II. Икона Валдайского Иверского монастыря (1656 г.),

III. Икона Иверской часовни в Москве (XVII в.),

IV. Иверская икона Божьей Матери в Молчанской Софрониевой пустыни (Курской епархии) (XVII–XVIII в.),

V. Иверская икона Ново-Иерусалимского монастыря (XVII в.),

VI. Нижегородская Иверская икона (1672 г.),

VII. Иверская икона Божьей Матери в Смоленском монастыре,

VIII. Иверская икона Божьей Матери в храме на Ордынке в Москве (1792 г.),

IX. Моздокская Иверская икона,

Х. Тамбовская Иверская икона (1855 г.),

XI. Саратовская Иверская икона,

XII. Кишиневская Иверская икона (1859 г.),

XIII. Монреальская икона Иверской Божьей Матери (1981 г.),

XIV. Иверская икона Божьей Матери в Парижском Трёхсвятительском подворье,

XV. Иверская икона Валдайского Иверского монастыря (1855 г.),

XVI. Иверская икона Псково-Печерского монастыря (2006 г.),

XVII. Другие Иверские иконы
1. Храм Троицы Живоначальной в Свиблове (построен в 1694–1697 гг.). 
2. Храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот (построен в XVIII–XIX вв.).
3. Храм Спаса Преображения в Переделкине (построен в 1819 г.). 
4. Храм Спаса Преображения на Болвановке (построен в 1722 г.).
5. Храм святителя Николая в Сабурове (построен в 1595 г.).
6. Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе.
7. Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове (построен в 1690 г.).
8. Храм Сошествия Духа Святого на Даниловском кладбище (построен 1832 г.).
9. Храм Воскресения Христова в Сокольниках (построен в 1910-1913 гг.).
10. Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот - Большое Вознесение (построен в 1798–1816 гг.).

 

Hosted by uCoz